Бывает так, что священник с амвона говорит горячую проповедь и она доходит до сердца человека, В чем-то его слова обличают и наставляют на исправление, человек принимает их. Хотя сейчас это стало редкостью, в основном лишь несогласие с Писанием, наставлениями святых, укоры и постоянно осуждение.
Нередко проповеди священников с горящими проповедями переносились на бумагу, но такого впечатления у читателей, как с амвона храма, они, увы, уже не вызывали. Это некая особенность пастырского слова.
Особым явлением в Церкви несомненно стали проповеди старца схиархимандрита Зосимы Сокур. Вот они-то как раз и остались живы даже на бумаге. Будто бы сам отец Зосима сейчас вместе с нами, наставляет с отеческой любовью каждого, жалеет и в то же время говорит четко и прямо, без намёков. Актуальность его проповедей удивительна в наше время, а его прозорливость уже сегодня, как никогда ощущается в этом бушующем мире.
Отец Зосима не стеснялся в выражении своих эмоций и некоторые его фразы вызывали негодование: мол, как такое вообще он мог сказать? Разве можно священнику говорить так, где манеры и слова особенные?
Очевидное юродство батюшки предохраняло его от соблазна явиться людям, образованным и мудрым человеком. Ведь часто чада того или иного священника стараются возвеличить священника, а потом разочаровываются в нем, так как лукавый подстраивает козни.
Отец Зосима умел всё держат, так сказать, в духовном балансе. Пожалуй, это редкий случай и не зря его наставления сегодня цитируются в разных странах мира, как современного православного проповедника.
Обратимся к его поучениям. Возможно именно в его словах мы отметим свои недостатки и постараемся их исправить.
Не менять креста и не ныть!
В наше время, если нет детей, то считают, вот надо скорей разводиться, надо новую бабу скорей искать: давай, я хочу, я хочу. Не было этого раньше! Взял семейный крест — неси его до конца терпеливо, не бросай его. Не меняй этот крест — успеха не будет. И то, что он женится на другой бабе и зачнёт детей, то дети уже больными, несчастными могут быть у этого человека. Потому что он поменял крест, бросил крест. Если мы сами добровольно избрали свой крест семейной жизни, — нечего его топтать, никакого счастья, ничего не будет, когда потопчешь этот крест.
А если ты монах? Монах взял крест монашеский, надели на него монашескую печать параманную — все, не ной, спокойно бори искушения, неси этот крест. И монахи не ноют.
Вот об этом некоторым здесь сегодня прямо нужно задуматься крепко. Исправить свои недостатки, исправить свою жизнь, исправить свои помыслы. Убрать нытьё свое из жизни, и «в терпении вашем спасёте души ваша».
Вот простое моё слово в сегодняшний святой день. Для некоторых, может, оно и обидное будет: что ж это ты нас так упрекаешь, мы ж такие герои — побросали детей, семьи побросали свои, побежали. Но это слово жизни, духовной жизни, правдивость.
Самое большее боюсь попов разведённых. Когда услышу, поп развёлся, не сохранил семью, я ему боюсь уже после этого братское целование дать, как беса боюсь его. Как бес ладана боится, так и я. Он уже не имеет права быть священником. На Руси никогда не было разведённых попов. Были вдовые священники, когда матушка умирала, и то, чтобы вдовый священник служил на приходе когда. Чтоб соблазна не было, умерла матушка — уходит священник в монастырь. Умер священник, матушка уходит в монастырь и посвящает себя всецело Богу. И великие люди были.
Возлюбленные мои! Самое главное — не портите себе сами настроение и друг другу не портите настроение. Просто жалейте друг друга. Чё я пойду до того батюшки, чё я буду ото ныть про своих тех детей — что поможет? Лучше помолиться пойти да Псалтирь почитать в церковь. Вот это будет помощь. Чё я буду ныть: ой, тяжело, и дров нет, и что делать, не могу! А где ты лето была, что ты думала про зиму? «Ой, холодно же», и всё прочее… Что ж, такое время, ныть нечего, спокойно нести крест нужно. Ну что ж поделаешь? Что, от этого легче станет, теплей в хате станет, как ты поноешь тут придёшь? Абсолютно ж нет, теплей печка твоя не станет. «Как потопаешь, так и полопаешь». «Какая хозяйка, такая и хата». Хозяйка добрая — и хата теплая, и вкусно, и все в порядке находится, и кладовка полная. А хозяйка ленивая, балаболка — такая и хата твоя холодная, неуютная и голодная. И сама дура дурой ходит, да и все, вот так. Так я, бабы, говорю или нет?
И весь храм отвечает:
- Да! Так!
На лицах улыбки и никаких обид. Ведь правду сказал. Вот за то и любили батюшку Зосиму, за его правду! Всё называл своими имена и все понимали о чем речь и что надо делать. Никаких завуалированных слов и смыслов.
А сейчас кому такое на приходе скажи, так снимут на телефон и раздуют скандал. Только лопнет однажды этот пузырь раздора, да выльется он впоследствии на голову зачинщика и будет он рыдать бедный, молодой и несчастный видеоблогер. А батюшка первый к нему придет и за него молиться будет. Только этого уже никому не покажут, останется лишь взгляд осуждения, да ненависть к священнику.
Отец Зосима этого не боялся. Он до конца прошел свой путь, не сетуя на тяжёлую жизнь.
Мы писали о нем немного и рассказывали здесь:
Дай Бог всем нам мудрости духовной и Божией помощи в делах спасения души!
Храни всех Господь!