Россия все-таки цеплялась за душу, ее коллективное сознание тормозило процесс деградации. Один человек — это тело, много людей — это душа.
Процесс утраты души в России происходил более болезненно, чем на Западе. Агония растягивалась.
Примером этого процесса может служить Ф. М. Достоевский. У него была гигантская под-сознательная концентрация на будущем, на сознании, на духовности и, естественно, огромная подсознательная гордыня и непереносимость стресса.
Его эпилепсия служила аварийным клапаном для сброса отрицательных эмоций и агрессии, накапливавшихся в подсознании.
Достоевский считал свой характер отвратительным. Душа стремилась выжить и не отождествляла себя с сознанием. Страсти, пороки гнездились в подсознании и терзали великого писателя. Он был страстным игроком, и это было закономерно.
Когда энергия не идет в душу, вся она устремляется в поклонение будущему, его обеспечение, управление этим будущим. Чернышевский неслучайно писал о том, что на будущее надо молиться и его нужно приближать. Когда утрачиваешь душу, остается только будущее.
У пророка все процессы масштабнее, чем у других людей. Наивная вера в светлое будущее в подсознании Достоевского быстро прошла все этапы своего развития и превратилась в чудовищного монстра.
Это чудовище, существовавшее в психике Достоевского, го¬тово было власть, статус, будущее сделать абсолютной целью и ради них убивать, предавать и нарушать все заповеди и все нравственные нормы.
Жизнь Достоевского превратилась в борьбу с этим монстром. Зато он прекрасно понимал, чем заканчивается поклонение светлому будущему.
В его романе «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников убивает двух женщин из-за денег, но оформляет мотивы своего преступления более масштабными и возвышенными понятиями.
Раскольников интуитивно чувствует: человек, для которого власть, превосходство над другими стало главной целью, может убивать, не задумываясь. Такой человек может прелюбодействовать, грабить, воровать, лгать, завидовать. В то время такие люди все чаще стали появляться среди власть имущих. В безнравственном обществе лидеры не могут быть порядочными людьми.
Раскольников убивает из желания самоутвердиться. Поклонение светлому будущему неизбежно должно было сползти вниз и превратиться в поклонение власти, статусу, могуществу, а затем — и деньгам.
После этого должно было произойти разложение сознания, а потом — физическая гибель. Но мучительный процесс распада сознания завершается у Раскольникова попыткой вернуться к душе, попыткой спасти ее.
У Раскольникова не угасла полностью душа, а с нею — совесть, поэтому он раскаивается в содеянном и признается в своем преступлении, для того чтобы очистить свою душу. Он сознательно идет на крах будущего, развал судьбы и физические унижения, чувствуя, что покаяние может спасти его душу.
Произведения Достоевского были пророческими. В его романе «Бесы» описан путь, по которому пошла Россия. Это поразительно, но все подтвердилось.
Все предсказания Карла Маркса по-терпели крах. Энгельс, утверждавший, что не может быть никакой речи о нравственности, когда дело касается интересов пролетариата, тоже оказался несостоятельным.
Вся футурология, политэкономия, все произведения коммунистов, социалистов и утопистов оказались сначала забавными, а потом страшными фантазиями, — все это обернулось не земным раем, а концлагерями, превратившимися в земной ад.
И только один человек, не имевший никакого отношения к социологии, политике и экономике, дал совершенно точное описание того, что произойдет в будущем. Безнравственное, бездушное общество любое свое достижение должно оплатить неимоверными страданиями и кровью.
Периодически, поклонение будущему выползало из подсознания Достоевского, отравляя его чувства, разрушая его душу. Тогда он ехал в казино. С каждой обрушившейся надеждой на выигрыш он, утратив будущее, подсознательно устремлялся к душе, любви и Богу.
Он мог за одну ночь выиграть целое состояние, но подсознание шептало ему: «Радость выигрыша усилит и закрепит власть над будущим, повысит статус, гордыню и неизбежно приведет к смерти». Поэтому он оставался в казино и на другой день проигрывался подчистую. Тем самым он спасал свою душу.
Люди вокруг утрачивали нравственность, отказывались от души и все больше уважали власть, деньги, все больше поклонялись сознанию и рассудку. Но у них этот процесс происходил медленно, последствия проявлялись у их потомков спустя десятилетия.
У Достоевского время было сжато. Поэтому он видел будущее, поэтому он призывал: «Смирись, гордый человек». Вся его жизнь была попыткой победить будущее, но он постоянно терпел поражение.
Его маленький сын умер от эпилепсии, которую получил по наследству. Отец не смог преодолеть в себе этот губительный процесс. Сам Достоевский умер от болезни легких. Опять легкие, снова непреодоленная тема гордыни.
Пророк не смог одолеть тенденцию гибели своего народа и государства. Но он бился до последнего, он пытался остановить этот процесс, не отождествляя себя с ним. Борясь с самим собой, он создавал гениальные произведения, в которых через страдания и муки выходил на понятие любви к Богу.
Он один видел, что общество умирает. Для окружавших его людей языческие ценности становились все более важными. Нравственный, любящий и верующий человек в таком обществе был изгоем — среда его попросту не принимала.
Достоевский написал роман «Идиот», чтобы люди увидели со стороны, как странно выглядит в России человек, пытающийся жить по заповедям. Этого предупреждения общество не услышало.
Зато сейчас во всем мире Достоевский признан одним из самых великих писателей. Он описывал общество, которое бессознательно двигалось к собственной гибели. Изображая одного человека, Достоевский живописал картину всей нынешней цивилизации и ставил ей достаточно четкий диагноз.
На внешнем уровне он проиграл, но он победил в перспективе. Он победил потому, что не отказывался от попыток спасения своей души. Он описал болезнь, он начал бороться с нею; по сути, это была уже победа.
Достоевский двигался в правильном направлении. Об этом свидетельствует вывод, который он сделал в конце своей жизни: «Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не на пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви».
С. Н. Лазарев, Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 5.
****************************************************************
Сергей Николаевич Лазарев — Автор многочисленных книг о духовном пути и развитии человека (серий книг «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания»). Долгие годы он занимается изучением взаимосвязи между состоянием души человека и его судьбой; он рассказывает о том, как наши поступки отражаются на нашем здоровье, нашем будущем и будущем наших детей. Идеи С.Н. Лазарева сформировались в систему отношения к жизни, определяющую место человека во Вселенной.
Книги, лекции и семинары С.Н. Лазарева — это изложение более чем 30-летнего опыта исследований в области синтеза науки и религии, это объединение важной информации, которая формирует универсальную систему знаний.
Дорогие друзья! Если вам понравилась информация, и вы смогли почерпнуть из нее полезное для себя, пожалуйста, поставьте лайк и напишите свой отзыв в комментарии. Ваше мнение очень важно для нас! Это также очень поможет развитию и расширению канала!
#культура и спорт #саморазвитие и самопознание #технологии и знаменитости #рецепты и интересные факты #россия и история #стихи и полезные советы #наука и религия