С началом специальной военной операции на Украине достаточно много крупных брендов покинули Российскую Федерацию. Так, например, польский ретейлер LPP Group закрыл свои магазины (Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay) в России. Остановились также поставки продукции в РФ и инвестиции в стране. Однако вскоре компания приняла решение продать российское подразделение китайскому консорциуму.
В конце мая и начале июля магазины, принадлежавшие ретейлеру, начали открываться под новыми вывесками. Бренд Reserved после возвращения переименовали в RE, магазин House стал называться XC, Cropp – CR, Mohito – M и Sinsay – "Син".
Французский производитель косметики и парфюмерии L'Occitane в середине апреля также принял решение приостановить деятельность на территории РФ. Но 8 июня почти все магазины ретейлера возобновили свою работу, однако уже под русифицированным названием – "Л'Окситан".
Производители Puma и Adidas тоже приостановили продажи спортивных товаров в России. В связи с этим были закрыты их российские монобрендовые магазины. Тем не менее продукцию можно приобрести в мультибрендовых точках через дистрибьюторов. Более того, сообщается, что компании уже принимают заявки от отечественных ретейлеров на коллекции следующего года. По такой же схеме можно купить и продукцию фирмы Nike.
В начале марта сеть гипермаркетов стройматериалов OBI тоже приняла решение прекратить работу в РФ. Однако через 1,5 месяца простоя магазины компании вновь начали свою работу в ряде регионов России.
Также свою работу в России уже возобновила и немецкая компания Continental на заводе в Калуге.
Однако, пожалуй, самым ярким событием стала история компании «Макдоналдс», которая в марте приостановила работу в России. Вскоре она продала все свои 850 ресторанов новому российскому собственнику, открывшему сеть быстрого питания под новым брендом «Вкусно — и точка».
Эффективность ухода иностранных компаний и так называемого "культа отмены" всего российского с политической и идеологической точки зрения, а также мер воздействия на нашу страну безусловно вызывает сомнения, но логика лишить Россию "благ цивилизации" в целом понятна. Однако с экономической точки зрения уход западных компаний с нашего рынка, как выразился Владимир Владимирович Путин, — это "аутодафе, как выстрелить себе в ногу или голову".
Любой вход на зарубежный рынок (каким был и остается российский для иностранных компаний) — это дорогостоящий и длительный процесс. Выстраивание управленческой системы, логистических цепочек поставок, формирование лояльности у клиентов и т.п. Все это уничтожено в угоду политическим амбициям. Естественно, никто не возместит потерянные деньги ушедшим компаниям. Кроме того, вернуться им будет намного сложнее, а может и просто невозможно — товарная ниша будет занята. Поэтому и "придумываются" различные способы, чтобы "уйти, но все-таки остаться".
Параллельный импорт, который разрешило Министерство промышленности и торговли — это в первую очередь выход для иностранных компаний, чтобы сохранить присутствие на нашем рынке. Ведь большинство компаний, теряя миллионы и миллиарды, отказываются от присутствия под политическим давление и, будь их прямая воля, они бы работали и расширяли производство. Но вбить клин в механизм экономики страны, по сути, не получилось. Возможно замедлить и затруднить — да, но точно не остановить и уничтожить. Пожелаем компаниям набраться терпения, а всем нам мудрости, чтобы воспринимать адекватно "санкционное безумие" Запада и реагировать с учетом СВОИХ интересов, а не в угоду эмоциям или сюзерена.