У нас может быть удивительная жизнь, но многие из нас вынуждены сосредоточиться на бесстрашной жизни, где каждый день — «тюремный срок» как единственный способ чувствовать себя в безопасности. Прилагая огромные усилия, чтобы избежать любого места или ситуации, которые представляют опасность, некоторые люди никогда больше не покидают дом из-за своего страха. Страх — сильное эволюционное чувство, которое сообщает об угрозе и помогает мобилизовать силы для защиты себя. Но если наша система безопасности вышла из строя, мы проживаем, навязанный страхом, мучительный сценарий, где становимся его заложниками. Возможно, что сейчас мы живём не той жизнью, которой хотим, из-за страха или стыда. Постоянная тревога и длительные приступы паники изнуряют, поэтому многие слишком обессилены, чтобы понять, что делать. Все чего-то боятся, но если мы выбираем жизнь в изоляции, то рискуем лишиться ценного и важного для нас. Когда мы подавлены из-за того, что всё выглядит не так, как мы хотим, то концентрируемся на вопросах «Почему? Почему со мной это происходит?» вместо того, чтобы спросить: «Как? Как мне с этим справиться?». Как агорафобия влияет на профессиональную и повседневную жизнь рассказывает психолог, гештальт-терапевт вместе с медицинским центром «Серотонин» Юлия Куликова.
Автор: Юлия Куликова (https://vk.com/jkulikovaj)
Инстаграм медицинского центра “Серотонин” (https://instagram.com/serotonin_center?utm_medium=copy_link)
Группа в ВКонтакте медицинского центра «Серотонин» (https://vk.com/serotonincenter)
Что такое агорафобия?
Я пытаюсь найти лучшее слово, чем агорафобия, чтобы точно описать состояние людей, которые живут в ожидании угрозы и испытывают внезапный иррациональный страх от определённых мест, объектов или событий. Буквально термин «комбо» греческого происхождения «страх открытого пространства» определяет переживание человека не только поверхностно, но и неправильно. Присутствие на открытом пространстве — лишь одно из многих невыносимых условий или обстоятельств, которые могут спровоцировать приступ страха у того, чья парасимпатическая система работает иначе. Человек с агорафобией может бояться любых мест и действий абсолютно обычных и привычных для других:
— позавтракать в кафе, если там много людей;
— сесть за руль;
— встретиться с друзьями или коллегами;
— записаться на фитнес или мастер-класс;
— сесть в метро или самолёт;
— спускаться на эскалаторе или лифте;
— пойти на работу или сходить в торговый центр и др.
Страх подобных и других ситуаций связан с тем, что человек с агорафобией боится потерять контроль и сделать нечто опасное или постыдное из-за воображаемого ужасного исхода, если у него разовьются панические или другие неприятные симптомы. Он постоянно прокручивает мысли об ужасных вещах, которые могут произойти с ним в будущем и опасается, что ничего не сможет сделать. Каждый день человек с агорафобией пытается защитить себя, прилагая больше усилий и заранее планируя несколько путей отступления или борьбы.
Как человек увековечивает свою агорафобию?
Автор книги «Культурсоциология психических заболеваний» Эндрю Скулл предполагает, что в нашей культуре агорафобия может быть особенно изнурительной, поскольку социальные и межличностные навыки являются основными чертами, которые повышают эффективность работы и, как следствие, помогают приобретать ресурсы. Иными словами, учитывая особенности современного развития общества — информатизация и коллективизация — люди с агорафобией испытывают трудность в развитии интерперсональных навыков. Поэтому для человека с агорафобией удалённая работа на дому может казаться идеальным вариантом и напоминать обычную жизнь. Наличие ноутбука и подключение к интернету — всё, что необходимо для работы. Нет необходимости каждый день упаковывать обед или беспокоиться о расходах на дорогу. Домашняя одежда и отсутствие макияжа — удобная униформа по утрам, а рабочее место — уютный и мягкий диван. Работать дома — комфортно и экономно, но со временем человек может не заметить, как стал заложником коварной «ловушки» агорафобии.
Сначала человек может заметить неприятные, но мимолетные телесные ощущения, беспокоясь, что каждое покалывание в животе или ноющая головная боль сигнализируют о чём-то опасном для жизни. Возникшее ощущение неминуемой опасности сопровождается появлением совершенно разных вариантов того, как он сойдёт с ума, потеряет над собой контроль или умрёт: «Что, если я пойду в магазин и упаду в обморок на глазах у всех?», «Что, если я буду переходить дорогу и меня переедет машина?», «Что, если я сойду с ума и сделаю что-то ужасное?». В тоже время ему не удаётся объяснить себе, почему это произойдет, ведь вокруг нет явной угрозы. И первая, кажется, логичная реакция — бежать от того, что пугает. И человек обращается в бегство. В бесконечных попытках избежать ситуаций, из которых, как кажется, невозможно быстро выбраться или получить помощь, человек с агорафобией может «запереть себя» в своём доме, потому что выход на улицу или даже мысль об этом вызывает симптомы паники, такие как дрожь, учащённое сердцебиение, головокружение, тошнота и диссоциация. Дом кажется самым безопасным местом, когда ничто другое в мире таковым не является.
Когда человек с агорафобией работает удалённо, возникает риск легко игнорировать своё растущее желание уйти в себя и спрятаться в своём доме, ведь он всегда в пределах досягаемости члена семьи, бутылочки с лекарством или кровати. Опора на определенного человека или использование конкретного предмета — ещё один способ «спасти» себя. Человек с агорафобией, ограниченный миром до границ квартиры, решается покинуть «безопасную зону» в сопровождении «живого оберега» или «поддерживающего предмета» в надежде на утешение и помощь во время приступа панической атаки. Повсеместная и чрезмерная потребность в заботе приводит к зависимому поведению и неспособности адекватно функционировать без помощи другого. Партнер или предмет снижают градус тревоги, делают страх терпимым. Но подобным образом он только закрепляет в качестве программы пассивное существование и неспособность полагаться на себя.
Так расцветает и увековечивается агорафобия.
Конечно, агорафобия, как и все психические расстройства, не является феноменом «просто добавь воды». Человек, который испытывает проблемы с тревогой, не обязательно приобретёт явления агорафобии, просто работая дома. Панические расстройства и агорафобия, как правило, имеют лучший прогноз из всех психических расстройств, но это только в том случае, если люди обращаются за профессиональной помощью.
Как помочь человеку с агорафобией?
Как и любое другое расстройство, агорафобия нуждается в лечении, когда из-за частоты или интенсивности, или и того и другого, тревога мешает нормальному функционированию. Чтобы агорафобия считалась диагнозом, ситуации почти всегда должны вызывать страх и тревогу, непропорциональные реальной опасности. Цель лечения — под руководством специалиста постепенно сталкиваться с пугающей ситуацией и приходить к осознаванию того, что опасения иррациональны. Конечная цель всего процесса выздоровления — возможность ощущать себя свободным.
Человек с агорафобией платит высокую цену за быстрое облегчение, чтобы чувствовать себя в безопасности — чем больше он убегает, тем сильнее усугубляется состояние. Бегство никогда не позволит понять не только то, что существует ложная тревога, но и то, что человек действительно может справиться со страхом. Человек с агорафобией сделает фундаментальный вклад в своё выздоровление, когда откажется от беспрекословного подчинения приказам, диктуемым страхом, и выберет упорное систематическое неповиновение угрозам и хитростям агорафобии. Тогда он перестанет ощущать себя заложником и пропускать множество событий профессиональной и повседневной жизни.
Другие статьи вы можете прочитать на сайте журнала — ИМЕННО.