Найти тему
О Москве нескучно

Дорогомилово: от места, где никто не хотел жить, до одного из самых престижных районов Москвы

Оглавление

Откуда произошло название местности? Чем занимались её жители? Правда ли что вплоть до советских времён здесь было грязно и опасно? По каким причинам земля здесь стоила в разы меньше, чем в других частях города? А также - как на развитие Дорогомилова повлиял транспорт? И как в годы СССР бывшую рабочую окраину превращали в кварталы для советской элиты? Об этом и не только расскажу сегодня.

Внимание: статья содержит краткую историю района Дорогомилово. Территория у него большая, поэтому о многих интересных местах можно сделать отдельные материалы. Моей задачей было дать вам общее представление о местности.

Гони, ямщик

Район Дорогомилово раскинулся на западе Москвы. Его границы простираются от набережной Тараса Шевченко до Минской улицы. Поскольку главной магистралью является Кутузовский проспект, место считается престижным для проживания. Здесь очень много красивых сталинских домов с хорошими квартирами. На 2022 год #Дорогомилово входит в пятёрку районов Москвы с самыми высокими ценами на жильё.

Границы района Дорогомилово на современной карте Москвы. Яндекс.Карты.
Границы района Дорогомилово на современной карте Москвы. Яндекс.Карты.

Однако #история откроет нам небольшой секрет - не всегда это место было таким привлекательным. Вплоть до советских времён Дорогомилово считалось неуютной, опасной и грязной окраиной. Мало кто хотел проживать на его территории. Почему, расскажу четь позже. А пока давайте узнаем немного про местность. Её первые упоминания в документах относятся к 15 веку. Однако исследователи считают, что поселение возникло намного раньше. Быть может, оно являлось одним из самых древних на территории современной Москвы.

Дорогомиловская слобода на восстановленной карте Москвы и окрестностей 1648 года. С сайта www.retromap.ru
Дорогомиловская слобода на восстановленной карте Москвы и окрестностей 1648 года. С сайта www.retromap.ru

Дорогомилово располагалось вдоль Можайской дороги (современная Большая Дорогомиловская улица и часть Кутузовского проспекта). Она вела в Смоленск, а далее в западные государства. Направление было оживлённым, поэтому с 16 века здесь появилась слобода ямщиков. То есть извозчиков. Есть версия, что их направили сюда из Вязьмы по приказу Ивана Грозного. Поскольку дорога была торговой, в слободе появились постоялые дворы и трактиры для купцов. Так ямщики зарабатывали на гостях, которые перевозили дорогие товары. Также в Дорогомилове существовали многочисленные лавки, которые держали ямщики и продавали в них практически всё, что угодно.

Мокрое место

С городом поселение изначально соединяла лодочная переправа. В 16 столетии появился наплавной мост. Это конструкция из плотов, которая в буквальном смысле двигалась. А её использование очень сильно зависело от погоды. Несмотря на всю сложность в эксплуатации, сооружение сохранилось до 2-й половины 19 столетия. Пока в 1868 году его не заменили на старый Бородинский мост. После того, как столицу перенесли в Санкт-Петербург в 18 веке, слободы в Москве стали исчезать. То же самое произошло и с ямщиками. Ко всему прочему, им ещё и запретили торговать.

Вид на Дорогомилово с Поклонной горы, 1900-1902. С сайта www.pastvu.com.
Вид на Дорогомилово с Поклонной горы, 1900-1902. С сайта www.pastvu.com.

Тем не менее, они нашли способ сохранить лавки. Вроде бы заручившись покровительством сестры Петра I, Натальи Алексеевны. В тот же период пропала с территории современного района и ещё одна слобода - Бережковская. Она располагалась там, где сегодня находится одноимённая набережная. Жили в ней патриаршие рыболовы. Очень поспособствовала ликвидации слобод в этой местности прокладка линии Камер-Коллежского вала в 1742 году. Все земли, которые оказались внутри нового кольца, вошли в состав Москвы.

Современная Большая Дорогомиловская улица во время наводнения 1908 года. С сайта www.pastvu.com.
Современная Большая Дорогомиловская улица во время наводнения 1908 года. С сайта www.pastvu.com.

Пожалуй, главной проблемой местности вплоть до 1930-х годов были наводнения. Каждый раз именно здесь Москва-река разливалась одной из первых и приносила больше всего проблем. Даже когда остальные городские части оставались сухими, в Дорогомилове улицы всегда превращались в маленькие или не очень каналы. Это обстоятельство отпугивало возможных переселенцев. Никому не хотелось постоянно бояться потерять своё имущество. Зато природные проблемы сыграли на руку многим промышленникам во второй половине 19 века. Они скупили здешние земли по низкой цене и построили на них заводы.

Мокро, грязно и опасно

Интересно, что несмотря на свою дурную славу, местность получила вполне безобидное название - "Дорогомилово". Единой точки зрения среди историков, откуда оно появилось, нет. Одни специалисты считают, что из-за ямщиков, которые обещали отвезти пассажиров "дорого, но мило". Другие исследователи говорят, о новгородском боярине Иване Дорогомилове. Этот род был тесно связан с Александром Невским. Поэтому, когда младший сын князя, Даниил Александрович, встал во главе Москвы, то вполне мог подарить некоторые земли друзьям семьи.

Вид на Дорогомилово в сторону Бородинского моста, 1902. С сайта www.pastvu.com.
Вид на Дорогомилово в сторону Бородинского моста, 1902. С сайта www.pastvu.com.

К сожалению, название абсолютно не отражало уклад местности. Многочисленные путеводители 19 столетия нелестно отзывались о Дорогомилове. В те времена здесь было грязно и плохо пахло. Сюда свозили канализационные бочки золотари и частенько выливали. Тогда же тут появилось несколько крупных предприятий. Например, Трёхгорный пивоваренный и сахаро-рафинадный заводы; ткацкая, красильная фабрики и многие другие. Всё это привело к тому, что основное население местности составляли рабочие, мастера и огородники (за заставой имелось много пахотных земель). Вечером здесь было опасно ходить, особенно, если свернуть с главных улиц.

Не делись никуда за пару столетий и трактиры. Поэтому часто встречались пьяные люди, многие из которых вели себя агрессивно и неадекватно. Очень ярко эту картину описывал В.А. Гиляровский в своём рассказе "На плотах". Он посвящён интересному промыслу, который тогда существовал в Дорогомилове. Здесь разгружали товары, которые доставляли по воде на плотах. Работа была сложной и опасной. Со стороны выглядело весьма захватывающе, поэтому многие москвичи приходили семьями, чтобы посмотреть на это действо.

Превращение в элитный район

В дореволюционные времена, как вы поняли, Дорогомилово было промышленной окраиной. Ко всему этому прибавилась и транспортная нагрузка. В 1899-м открылся Киевский (Брянский) вокзал, а в 1913 году - обновлённый Бородинский мост. У советских чиновников планы на эту местность были грандиозными. Они хотели превратить её в кварталы шикарных сталинских домов для высокопоставленных людей вдоль нового проспекта.

В 1930-х успели построить здания только за пределами Окружной железной дороги и несколько домов на пересечении с Большой Дорогомиловской улицей. Основные работы продолжились уже во второй половине 1940-х годов. Завершила архитектурный облик Кутузовского проспекта сталинская высотка - гостиница "Украина". Её построили в 1957 году. Кстати, тогда же и проспект получил своё название.

Начиная с 1930-х, большое внимание в районе уделяли общественному транспорту. Сюда провели один из первых маршрутов троллейбуса в Москве - до Дорогомиловской заставы. В 1937-м начала работать станция метро "Киевская". Потом открылись платформы Арбатско-Покровской и Кольцевой линий. Уже позже, в 1950-х, в Дорогомилове проложили наземный участок Филёвской линии.

Не так хорошо, как кажется

В советское время территория Дорогомилова являлась частью Киевского района Москвы. Правда его размеры изначально были намного больше: от Кремлёвской стены до МКАД после 1960 года. В следующем десятилетии границы стали поменьше - часть земли отошла Кунцевскому району. Современные очертания и название появились после административной реформы 1995 года.

Сегодня Дорогомилово - это престижный район Москвы. К безусловным преимуществам стоит отнести хорошие квартиры и контингент. Здесь по-прежнему живут многие потомки советской интеллигенции. Однако есть и недостатки. Тут невероятный шум и пыль от Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской улицы. В годы СССР вдоль магистралей были шикарные деревья, которые немного сглаживали эффект. Но сейчас машин стало больше, а растительность практически исчезла. Более-менее тихо только на улицах в глубине кварталов: например, Студенческая, Дунаевского, набережная Тараса Шевченко параллельно Кутузовскому проспекту.

Помимо шума и пыли многие жалуются на проблемы с парковкой, даже платной. Хотя на карте указано много мест, но всё равно не настолько, чтобы обеспечить всех желающих. Также в качестве минуса выделяют небольшое количество зелени. Да, во дворах здесь имеются деревья. Но в районе практически нет парков, кроме Поклонной горы. Но это всё-таки не лес, а мемориальный комплекс. Остаётся довольствоваться только микроскопическими сквериками и небольшими бульварами в некоторых частях района.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!