Найти в Дзене

ЕГЭ - все? Выход из "Болонской системы" и как он повлияет на наше будущее. Часть 1

Оглавление
Эпиграф "Боялась дедушки мороза 
кощея темноты мышей  но поняла я в старших классах  нет ничего страшней егэ" - цитируется по публикации в Дзен канале "Бегом в школу - клуб родителей" https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/novyi-konkurs-stishkov-na-shkolnuiu-temu-5c0a5c1ef0747600ae14eee1
Эпиграф "Боялась дедушки мороза кощея темноты мышей но поняла я в старших классах нет ничего страшней егэ" - цитируется по публикации в Дзен канале "Бегом в школу - клуб родителей" https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/novyi-konkurs-stishkov-na-shkolnuiu-temu-5c0a5c1ef0747600ae14eee1

Коротенькое предисловие.

Недели три назад звонит моя мама (79 лет) и ликующим голосом поздравляет меня: "Представляешь, ЕГЭ отменили!!" Я ее спрашиваю "А с чего это ты взяла?" Она, менее уверенным тоном: "Ну Болонскую систему же отменили!?" Я, дожимая: "А это-то ты откуда знаешь?" Мама, уже спокойно: "Ну как же, недавно была по Первому каналу передача, там из Министерства образования человек был, сказал что Болонская система в России провалилась и ее надо отменять. Значит - и ЕГЭ отменят точно!"

Я не стала тогда вдаваться в подробности, как и когда "отменят Болонскую систему" и как это будет связано с реформой экзаменов в средней школе, но отложила эту интересную тему на потом.

Время пришло. Ну что, давайте разбираться - у кого дети,у кого внуки (как у меня: например - шестой и восьмой классы) школьники, так что изменения коснутся нас всех - что это за Болонская система и при чем здесь ЕГЭ?

1 "Болонская система"

Начнем с того, что официально "Болонской системы" юридически не существует! Есть декларация «Зона европейского высшего образования» , которая была "официально оформлена" в 1999 году в Болонье 9 европейскими странами. В настоящий момент декларацию подписали представители 46 стран. Декларация, я обращаю отдельное внимание - это не Конвенция, обязательного значения не имеет.

Смысл "Болонской системы" состоит вовсе не в том, чтобы приблизить высшее образование к потребностям и реалиям современности,как многие (в том числе и я) наивно думали.

Есть некая "Зона европейского высшего образования" , а смысл и назначение "Болонской декларации" состоит в том, чтобы :

· установить общие стандарты в национальные системы образования;
· ввести двухступенчатую систему высшего образования (pregraduate -длится более 3-ех лет (бакалавриат) и graduate-магистратура);
· установить систему кредитов (единиц измерения объема полученных знаний, освоенных студентами, для повышения их мобильности, для личного выбора изучаемых дисциплин). European Credit Transfer System (ECTS)- за год студент должен заработать 60 кредитов, 1 кредит-25-30 учебных часов, а также оценивается участие в исследованиях и образовательных проектах;
- Вовлечь в международные межвузовские проекты, обмены, сотрудничество институтов, создание совместных образовательных программ для создания сопоставимых критериев и общих методов;
· Попытаться (!! - о как! - прим. автора статьи) внедрить европейское мировоззрение и сознание взамен американского;
· Повысить степени качества высшего образования;
· разрешить студентам выбирать образовательные дисциплины самостоятельно.

цитируется по онлайн-изданию "Россия и Болонская система, Правовые аспекты" 2017 г

2 Почему я против Болонской системы

Как по мне, так каждая из декларируемых целей и задач Декларации (станем для простоты называть ее Болонской, просто чтобы не путать с другими международными декларациями) - дискуссионна и сомнительна. По крайней мере для нашей страны, с ее еще совсем недавно одним из высочайших в мире уровнем образования.

Подчинение нашей национальной системы образования неким "Общим стандартам" - что это за стандарты такие? Оно нам надо, особенно в свете того, что последние пару месяцев и Президент и другие высшие чины нашей страны говорят, и не напрасно, о необходимости суверенитета России в самых разных областях, в том числе - и в области образования.

"Двуступенчатая система высшего образования" у нас за 19 лет, с момента присоединения России к Болонской декларации, как то не прижилась. Ну не хотят работодатели принимать на работу "недоучек"-бакалавров. И в чем тогда смысл?

Про систему "образовательных кредитов" и международных обменов - ничего не знаю, как оно на практике осуществляется в нашей стране и есть ли с этого толк. Очень надеюсь что читатели и комментаторы моего скромного канала помогут прояснить этот вопрос. В прессе пишут - не сильно....

Про попытку (!) внедрения европейского мировоззрения взамен привившегося в Европах повсеместного американского - отдельная тема для дискуссии. Я считаю, что и от Америки и от Европы есть смысл брать только некоторые аспекты, детали их культур, которые нам пойдут на пользу. Ни в коем случае не мировоззренческие системы целиком. Не представляю себе своего внука с накрашенными ногтями и внучку, нежно обжимающуюся с одноклассницей. А вот взять себе американский патриотизм (чуть не у каждого частного дома - флагшток с государственным флагом) и европейскую дотошность к деталям, германскую любовь к экономии, итальянскую галантность, французскую "любовь к жизни" и пр - очень даже неплохо.

Последние же два пункта Болонской декларации вызывают больше всего сомнений.

"Повышение степени качества высшего образования" - по сравнению с чем? Как измерить эту степень до начала повышения качества и как определить, что качество повышено? Где объективные критерии?

"Разрешить студентам выбирать образовательные дисциплины самостоятельно" - Оооо, это одновременно и голубая мечта любого студента, и кошмар любого работодателя. Представила себя во времена обучения в МГУ, родной юрфак (1980 - 1985 годы). Теория государства и права - нафик! Латынь - туда же! Философия, политэкономия - долой эту муру! Судебная статистика - полный отстой! Оставим пару - тройку интересных лично мне предметов, вроде криминалистики, добавим то, что интересно с других факультетов (например исторического, филологического, того же психфака) - и вперед к диплому. А теперь представим, какая каша будет у меня в голове на выходе. И что, у разных студентов, которые выбрали себе разные интересующие их образовательные дисциплины, в дипломе будет стоять одинаковые записи "юрист"? Или у меня "Юрист-историк", у моего однокурсника Димки Г,, он тогда уже выучил четыре иностранных языка в дополнение к инглишу - "Юрист-лингвист" и так далее?

3 Конец Болонской системы в России

В конце мая этого года авторитетная Комсомолка приводит слова Главы Минобрнауки Фалькова :"Будущее России - за нашей собственной уникальной системой образования", Эти слова запустили обратный процесс "оформления выхода из Болонской системы", который должен быть окончен не позднее начала следующего учебного года.

По изложенным выше причинам я это решение приветствую и жду от него положительных результатов для наших студентов и вообще будущего страны. Мы - что, пенсионеры, свое уже отработали, сидим, греемся на солнышке. А вот внукам предстоит принять от нас все рабочие инструменты, в том числе - знания, чтобы использовать их, не побоюсь пафоса, на благо родной стране.

А вот дальше возникает вопрос - что делать с ЕГЭ?

И тут вопросов больше, чем ответов. Специалисты из Минобразования считают, что возврата к старой советской системе выпускных и вступительных экзаменов уже быть не может.

При всем уважении к специалистам, многие из которых еще и с педагогическими степенями, имею подозрение, что с ЕГЭ им проще и спокойней живется.

Во-первых, проще оценивать по формальным критериям.

Во-вторых, универсально и наглядно.

В-третьих (из песни слова не выкинешь) в России за годы с ЕГЭ возникла и приносит хорошую прибыль система репетиторства и других легальных способов "навариться" на ЕГЭ, не говоря уж о нелегальных. Вспомним, хотя бы о "стобалльниках с Северного Кавказа", плохо говорящих по русски.

Тут я предлагаю пока поставить точку с запятой и начать обсуждение.
1. Сталкивались ли вы с Болонской системой в работе или в жизни и что вы о ней думаете?
2. Как, по вашему мнению, изменится система образования в стране после окончательного отказа от Болонской системы?
3. Что может придти на смену ЕГЭ?
Как всегда с нетерпением жду ваших ответом, реплик, комментариев. Особенно от тех, кого Болонская система затронула непосредственно.