Найти тему
Русский След

ВЗЯТЬ ПАРИЖ И... ВЕРНУТЬСЯ! Как казаки-нагайбаки появились в столице Франции, вызывая смесь ужаса, интереса, восхищения и даже любви-3

Алексей Никулин и его друг "Урал"
Алексей Никулин и его друг "Урал"

Начало<--здесь

Вторая часть<-- здесь

Впрочем, можно ли укротить, вырвавшуюся на простор казачью вольницу? Сомневаюсь. Изучая тактику и боевое применение как казачьих соединений в целом, так и нагайбаков в частности, приходишь к заключению, что именно рейды по тылам, ночные атаки, нарушение коммуникаций противника, разведка и преследование противника – это и есть главное предназначение иррегулярной кавалерии как рода войск. И вот тогда мне пришло на ум название Ночные Нагайбаки – вполне подходящее название и для воинского соединения, и для… ортодоксального байкерского клуба. Спецназ. Поневоле поверишь в высказывание, которое приписывают Наполеону: «Будь у меня хоть один полк нагайбаков, я бы с лёгкостью завоевал весь мир».

После битвы при Арси-сюр-Об и победы союзников казаки гнали французов аж до Фер-Шам-пенуаза – так районный центр на Южном Урале получил это же название, правда со временем трансформировавшись в Фершанку. 13 марта 1814 года отряд Сеславина разгромил там корпуса маршалов Мармона и Мортье. Появление казаков так поразило неприятеля своею неожиданностью, что противник, сверкая пятками бежал, оставив нагайбакам в качестве трофея девять орудий.

-2

Потом было сражение за Париж, триумфальное вступление союзников в столицу Франции и отречение императора французов – его солнце Аустерлица на этот раз закатилось. Французы по обыкновению ожидали грабежей со стороны диких русских орд, представляя русскую армию сборищем лохматых варваров, которые будут мстить за сожжённую Москву. Но ничего подобного не произошло – солдаты были дисциплинированы, а офицеры вежливы – почти все свободно изъяснялись с парижанами на их родном языке. Они увидели блестящую европейскую армию, причём на тот момент лучшую армию. Да и выглядели они как европейцы. Если не считать казаков.

Казаки в Париже в 1814 году в акварели Георга-Эммануэля Опица
Казаки в Париже в 1814 году в акварели Георга-Эммануэля Опица

Их диковатый внешний вид резко отличался от воинской моды, принятой в Европе в то пёстрое время. Большая часть многочисленных литографий, зафиксировавших появление победителей в Париже посвящены в основном казакам, причём в основном донским. Ну просто потому, что их численно было больше. Но не только. Прочее казачье племя тоже попало в историю.

Казаки в Париже в 1814 году в акварели Георга-Эммануэля Опица
Казаки в Париже в 1814 году в акварели Георга-Эммануэля Опица
Казаки в Париже в 1814 году в акварели Георга-Эммануэля Опица
Казаки в Париже в 1814 году в акварели Георга-Эммануэля Опица
Казаки в Париже в 1814 году в акварели Георга-Эммануэля Опица
Казаки в Париже в 1814 году в акварели Георга-Эммануэля Опица

По этим милым свидетельствам видно, как парижане вполне мирно общаются с «детьми степей»: вместе гуляют, пытаются флиртовать, играют с детьми и употребляют всякие излишества нехорошие – ну, в смысле, вино.

Казаки в Париже в 1814 году в акварели Георга-Эммануэля Опица
Казаки в Париже в 1814 году в акварели Георга-Эммануэля Опица
Казаки в Париже в 1814 году в акварели Георга-Эммануэля Опица
Казаки в Париже в 1814 году в акварели Георга-Эммануэля Опица

Накануне взятия Парижа всюду были расклеены страшилки, живописующие ужасы, которые ждут население после вступления диких орд с востока. Впоследствии страх сменился любопытством, а затем вполне мирным и даже выгодным сосуществованием. Император Александр и его воинство оказались вежливыми людьми – не превратили Нотр-Дам-де Пари в хлев. И прочих безобразий тоже не чинили. Невольно сравниваешь русское присутствие в Париже, даже не с французским, а пожалуй, европейским «присутствием» в Москве двумя годами ранее. Так кто же из нас дикари???

Казаки в Париже в 1814 году в акварели Георга-Эммануэля Опица
Казаки в Париже в 1814 году в акварели Георга-Эммануэля Опица

Собственно, разгорающаяся было партизанская война против союзников так и не загорелась по причине вполне вежливого русского нашествия. Впрочем, русское присутствие продлилось совсем недолго – всего восемь недель. Правда спустя год, после Ватерлоо и второго отречения Наполеона, русский оккупационный корпус был вновь введен во Францию и оставался там три года. Но это уже другая история.

Из пятисот нагайбаков, ушедших на войну с Наполеоном двумя годами ранее, до Парижа дошли лишь половина. Сколько из них вернулось домой точно не известно, поскольку, после возвращения из заграничного похода они несли кордонную службу на западных и южных границах империи. Легенда о том, что нагайбаки после возвращения из заграничного похода назвали свои станицы в честь городов, за которые они бились, - не более, чем легенда. Победы были – это да! Но идея дать заграничные названия номерным станицам, дабы увековечить в памяти народа великие подвиги и победы, родилась в недрах военного министерства. Причём произошло это значительно позже – в самом конце 1830-х годов. Кроме того, география увековечивания побед русского оружия сильно расширилась – так появилась Чесма, Порт-Артур, Варна…

Кому конкретно пришла в голову эта блестящая идея, точно не известно.

В те же годы было принято решение о строительстве пограничных крепостей, которые защищали бы границу от набегов. Строились крепости по одному проекту и располагались через каждые сто километров. На линии между ними редуты. Несмотря на невеликие размеры (стены 68 на 68 метров, высота - 3,5 м, толщина стен - 1,5 м) любая из этих крепостей набегам кочевников спокойно противостояла. Николаевская, одна из двух сохранившихся, выдержала почти полсотни набегов. Эта крепость, с храмом Николая Чудотворца, – уникальный, чудом сохранившийся объект истории российского казачества.

Вообще нашествие Наполеона в Россию и последующее освобождение Европы – это очень интересный и поучительный эпизод нашей истории, который мы слегка подзабыли, увлёкшись Второй мировой. Нам стоит поискать в нашем прошлом и в себе причины наших побед, превосходства над противником, нашего единства в час испытаний. И причины поражений тоже не мешало бы понять. Поняв, возможно, мы лучше поймём вектор нашего дальнейшего культурного и исторического развития – ведь мы наследники этого великого племени. Наше прошлое – оно в нас с вами. В наших привычках, поступках, характерах и стереотипах поведения. В нашем умении искать выход из безвыходной ситуации. А нагайбаки - одни из нас, этот народ тоже часть нашего исторического наследия. Можно сказать, зеркало нашей истории.

-10

В Касселе есть небольшой интерактивный музей, в котором можно вместе испечь хлеб, приготовить национальную выпечку – и сладкую, и солёную. Присев на крылечко после совместной трапезы, я разговорился с Олесей Ишимовой о национальном характере нагайбаков. Ответом была песня, в которой, как мне кажется, зашит их генетический код: мы никогда не сдадимся.

1

Мэтук кая барасын?

Эбыеме барамын кым Мэтугым.

Матрёна, куда ты идешь?

Иду я к бабушке своей.

2

Эбьен сина ней бире?

Бер жоморлак май бире кым Мэтугем.

А что даст тебе бабушка?

Клубочек маслица мне даст.

3

Майны кая куясын?

Тал тобенэ кумэмен кым Мэтугем.

А куда ты денешь это маслице?

Под иву закопаю.

4

Агып китсэ нишлерсен?

Багур белэн алырым кым Метугем.

А если его унесет течением,

Что ты будешь делать?

Багром выловлю.

5

Багур сынса нишлерсен?

Тимерчеге барырым кым Мэтугым.

А если багор сломается, что будешь делать?

Тогда пойду я к кузнецу.

6

Тимерче ульсе нишлерсен?

Таптый, таптый кумэрем кым Метугым.

А что ты будешь делать, если кузнец помрёт?

Притаптывая, закопаю.

7

Кумеп кайткащ нишлерсен?

Тыпыр-тыпыр быерем кым Мэтугем.

Что будешь делать после похорон?

Буду отплясывать от души и жить.

-11

Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.

#путешествия

#русский след

#русский мир

#алексей никулин

#моя планета

#нагайбаки #казаки

#челябинская область

#лейпциг

#париж