Лейпциг, Кассель, Берлин, Фершампенуаз, Париж – так назвали свои станицы казаки-нагайбаки, вернувшись из заграничного похода русской армии в 1813-1814 г. г. Назвали в память о сражениях, в которых они отличились. Говорят, и жён-француженок домой прихватили.
Легенда красивая! Но как быть с Варной, Чесмой, Остроленко и Порт-Артуром и прочими станицами со странными названиями? В этих сражениях нагайбаки теоретически могли участвовать, но относятся они к разным историческим периодам и эпохам, и к наполеоновским войнам никакого отношения не имеют. Чесма (1770 г.) - так и вовсе морское сражение. Да и что это за народ такой, нагайбаки? Казаки, но говорят на тюркском наречии. Имена и фамилии русские. Православные, но с массой языческих обычаев. Давайте разбираться. Так я поехал искать истину в… Фершампенуаз.
Начну издалека, чтобы освежить в нашей памяти события похода Александра Первого в 1813 – 1814 годах в Европу.
Свое детство я провел в Лейпциге, в военном городке – папа служил в ГДР в ГСВГ (Группа Советских войск в Германии). Мы частенько приезжали к памятнику Битвы народов под Лейпцигом. Иногда на экскурсию, а иногда просто погулять. И тогда, и сейчас памятник является главной достопримечательностью города.
Стоит сказать, что мемориал является крупнейшим сооружением подобного типа в Европе – массивное и мрачноватое сооружение из бетона и серого гранита устремляется к небесам на 91 метр. Какое сражение, такой и памятник – Битва народов стала самым крупным сражением XIX века. Коалиция России, Пруссии, Австрии и Швеции в трёхдневном сражении (16 – 19 октября 1813 г.) разбила войска Наполеона и не оставила ему шансов на продолжение борьбы. Французы потеряли 80 тысяч человек, союзники – 53 тысячи. Потери русской армии составили 23 тысячи воинов.
После победы под Лейпцигом союзники заявили о готовности сохранить Францию в её естественных пределах в обмен на отказ от наполеоновских завоеваний в Голландии, Испании, Италии и Германских землях. Наполеон отказался и, надеясь потянуть время для очередной мобилизации, предложил вступить в переговоры. В ответ союзники решили не терять времени даром, издали прокламацию о том, что они «ведут войну не против Франции, а против наполеоновского преобладания» и в январе 1814 года вторглись в пределы Франции, что привело к взятию Парижа и первому отречению французского императора. Вот тогда-то казаки и появились в столице Франции, вызывая смесь ужаса, интереса, восхищения и даже любви!
Судя по многочисленным линогравюрам того времени, дети степей не только взяли Париж, но и покорили его. Памятников, правда, не оставили, а вот «бистро» с лёгкой руки, прижилось. Хотя это – точно только легенда.
А вот в Лейпциге памятник к столетнему юбилею Битвы народов появился в октябре 1913 года – за год до начала Первой мировой войны. Что наводит на определенные мысли – несмотря на наметившийся раскол, бывшие союзники посчитали, что общая победа над Наполеоном слишком значимое событие, чтобы его проигнорировать. Даже после прихода Гитлера к власти памятник не был забыт – он стал символом национального возрождения и по этой же причине, уже во времена ГДР, едва не был снесён. Здравый смысл возобладал.
Свято-Алексеевский храм, храм-памятник русской славы также был торжественно освящен в дни столетнего юбилея. Средства на его сооружение, как это водится в таких случаях, собирали всем миром. И в России, и в Германии. Как я слышал, на этапе строительства в Германию даже привезли эшелон русской земли. Впрочем, возможно, это тоже не более чем легенда. На торжествах присутствовали военные делегации стран-союзниц, король Саксонии и немецкий кайзер. Россию представлял великий князь Кирилл Владимирович.
В дни торжеств с поля боя в крипту храма с воинскими почестями перенесли останки русских воинов, павших под Лейпцигом. Внешне храм очень напоминает Вознесенский храм в Коломенском. Восемь колоколов были отлиты на фабрике Оловянишникова в Ярославле из орудий, которые участвовали в сражениях 1813 года. Семиярусный дубовый иконостас подарен храму Донским казачеством, а хоругви перед ним созданы по образцу боевых казачьих знамён. Помню, эти знамёна меня, подростка, очень заинтересовали – как эти очевидно старые казачьи знамена уцелели во времена нацизма и двух мировых войн? Почему именно казачьим хоругвям достался такой почёт, за какие такие заслуги?
Как оказалось, русские казаки действительно заслужили особый почёт – несколько сотен Лейб-гвардии казачьего полка в самом начале сражения (16 октября) фактически спасли от пленения трёх императоров, отбросив 10-тысячный кавалерийский корпус маршала Мюрата.
В Битве народов под Лейпцигом отличились и казаки 3-го Оренбургского казачьего полка. В начале 19 века казаки-нагайбаки компактно проживали в районе крепости Нагайбак (Восточная Башкирия), представляя собой небольшую этническую группу кряшен – нагайбаков, из них в основном и был сформирован 3-й Оренбургский казачий полк.
Вторжение Наполеона в Россию вызвало небывалый подъём патриотических чувств у всех народов, населявших Российскую империю. Донское и Оренбургское казачества формировали полки и отряды легкой иррегулярной кавалерии на помощь регулярной армии. Нагайбаки тоже встали на защиту Родины.
Кто бы мог подумать, что мои детские вопросы приведут меня однажды из немецкого Лейпцига в Лейпциг Южноуральский. Причём часть маршрута я проделаю верхом, как нагайбак. Правда, между ног у меня будет не лохматая казачья лошадка, а мотоцикл «Урал». Древний, неторопливый и малость капризный. Всё, как мы любим. Так я стал Ночным Нагайбаком. Даже шлем для такого случая нашёл древний – он лет на сто приблизил меня к казачьему лагерю в Булонском лесу... (Продолжение <--здесь)
Честь имею!
Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.
#путешествия
#русский след
#русский мир
#алексей никулин
#нагайбаки #фершампенуаз
#париж
#казаки
#наполеон
#лейпциг