Найти тему
Клуб «Начинающий художник»

Место искусства в истории культуры

То, что в художественном творчестве человеческая деятельность воссоздается целостно, а не односторонне, объясняет своеобразное место искусства в истории культуры.

Философско-эстетическая мысль давно уже «разводит руками», не находя объяснения тому поистине удивительному факту, что способность человека к художественному творчеству обнаруживается раньше — ив филогенезе, и в онтогенезе, — чем его способность к научному познанию или к идеологической деятельности. Между тем, исходя из сказанного, становится понятным, что все конкретные формы человеческой деятельности, сложившиеся в историческом процессе общественного разделения труда, требуют от человека саморасщепления и обособления какого-то одного рода активности от всех других. Однако эта способность — результат сравнительно высокого уровня развития психики, которая должна научиться разрывать исходное и унаследованное человеком от животных единство разных видов деятельности. «Производство идей, представлений, сознания, — говорили по этому поводу К. Маркс и Ф. Энгельс, — первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением материального отношения людей».

И лишь постепенно различные виды и конкретные формы деятельности выкристаллизовывались, обособлялись и отпадали друг от друга, а подчас и враждебно друг другу противопоставлялись. Сила, управлявшая этим процессом, именуется общественным разделением труда, и сыграла она в истории человека роль благую и злую в одно и то же время. Благую — потому, что высокая эффективность каждого вида деятельности могла быть достигнута лишь при его специализации. Злую — потому, что такая дифференциация плачевно сказывалась на самом человеке, который развивался однобоко и становился «частичным человеком». «Как только сделалось необходимым, — писал об этом проницательный и страстный мыслитель Ф. Шиллер, — благодаря расширившемуся опыту и более определенному мышлению, с одной стороны, более отчетливое разделение наук, а с другой — усложнившийся государственный механизм потребовал более строгого разделения сословий и занятий, — тотчас порвался и внутренний союз человеческой природы, и пагубный раздор раздвоил ее гармонические силы... Вечно прикованный к отдельному малому обломку целого, человек сам становится обломком; слыша вечно однообразный шум колеса, которое он приводит в движение, человек не способен развить гармонию своего существа, и, вместо того, чтобы выразить человечность своей природы, он становится лишь отпечатком своего занятия, своей науки».

-2

Искусство не поддалось этому противоречивому саморазвертыванию общественного разделения труда в такой мере, как все другие виды деятельности. Разделение труда сказалось на его развитии лишь постольку, поскольку художественное творчество стало обособляться от других видов деятельности, с которыми оно было изначально неразрывно сплетено. Искусство стало расчленяться и изнутри, распадаясь на различные самостоятельные виды, разновидности, роды и жанры. Однако в более глубоком отношении художественное творчество оказывалось незатронутым развернувшейся в процессе общественного разделения труда специализацией различных видов и форм деятельности. Оно сохраняло, сохраняет и навсегда сохранит свою исконную синкретичность, представляя познание мира, его оценку, преобразование и общение людей как единый и целостный вид деятельности.

Вот почему в социалистическом обществе так решительно и последовательно ставится вопрос о необходимости самого широкого развертывания эстетического и художественного воспитания. Оно должно способствовать значительному повышению удельного веса искусства в жизни общества — и восприятия художественных произведений, и их созидания в формах профессионального и самодеятельного творчества. Способность искусства воспроизводить человеческую деятельность целостно обеспечит ему навсегда — вопреки пессимистическим прогнозам людей, не понимающих самой сути искусства, — видное место в культуре, место тем более ответственное, чем больше общество будет нуждаться в целостном человеке.