Многие годы ярые поклонники Led Zeppelin и Black Sabbath ищут записи джем-сейшена "Black Zeppelin", который, по слухам, состоялся между у двух гигантов рока 1970-х годов.
Существуют ли эти записи, или они являются плодом мифотворчества — вопрос, который продолжает вызывать споры.
Журнал Rock Cellar Magazine в 2011 году взял интервью у барабанщика Black Sabbath Билла Уорда, чтобы тот пролил свет на легенду о "Black Zeppelin" и поделился своими впечатлениями о покойном товарище Джоне Бонэме.
Уорд поведал следующую историю:
«Это произошло, когда Zeppelin и Sabbath находились в студии в одно и то же время, и я думаю, что это было в середине 70-х. Мы были на сессиях — я не помню, над каким альбомом мы работали, но всё началось с того, что Бонзо пришёл в студию, сел за мою ударную установку и начал играть "Supernaut". Это была одна из наших песен, которая ему очень понравилась.
Примерно через 30 минут всё переросло в довольно сумасшедшую ситуацию, потому что там был не только Бонзо, но и Роберт Плант, и Джон Пол Джонс. Джимми Пейджа там не было, но я бы хотел, чтобы он появился. И Бонзо колошматил по моей ударной установке! [Смеётся]. Я до сих пор слышу, как он играет это вступление — снова и снова.
Работа Бонэма на бас-барабане, конечно, была невероятной. Я играл на двух бас-барабанах, а в Led Zeppelin ему разрешили играть только на одном, так что в тот раз он играл на двух бас-бочках. "Supernaut", скажу я вам, звучал как что-то из современных хардкор-групп, когда они играют на двух бас-барабанах с невероятной скоростью.
Бонзо делал это легко и непринуждённо. Он развлекался, играя на двух бас-бочках, и он играл все даун-биты и извлекал тихие высокие частоты из хай-хетов. Он играл "Supernaut" с совершенно другим чувством, и при этом почти всё время кричал "Supernaut!" Это было потрясающе».
Впервые Уорд увидел выступление Бонэма в одном из клубов Англии, когда обоим барабанщикам было всего по 15 лет. Уорд отчётливо помнит, что юный Бонзо был не по годам силён.
С того дня Уорд и Бонэм стали друзьями и оставались ими даже тогда, когда их группы обрели международную славу и, по слухам, стали ярыми соперниками. Уорд настаивает, что любое соперничество между двумя группами, особенно между двумя барабанщиками, было всего лишь выдумкой рок-н-ролльных сплетников. Он сказал:
«Бонэм — историческая фигура в барабанном искусстве, потому что он был выдающимся музыкантом, и все мы слушаем Бонэма, чтобы ощутить темп, тайминги и эмоции».
Дружба между Бонэмом и Уордом была основана на чём-то более глубоком, чем игра на барабанах, сказал Уорд:
«Мы оба любили жить за городом и навещали друг друга в Вустершире. Он был тихим, наблюдательным и очень вдумчивым. На самом деле мы мало говорили об ударных, о Zeppelin или Black Sabbath. Мы просто говорили о наших семьях, и это были одни из самых приятных моментов, которые я провёл с ним».
Конечно, их репутация сумасбродных рокеров тоже не была беспочвенной:
«Временами мы были буйными, пьяными и безбашенными. Мы оба были склонны к словесным нападкам на людей, включая друг друга. Когда он ушёл из жизни, я всегда старался говорить о нём в максимально уважительной форме, но в нём была сторона, которая любила веселиться».
К сожалению, именно излишества Бонэма в конечном итоге привели к его трагической кончине.
Уорд добавил:
«Отчасти я всегда считал его смерть сигналом для себя: "Если ты не приведёшь себя в порядок, Билл, ты будешь следующим, кто утонет в пиве или умрёт от передозировки". После этого, конечно, мне было невероятно грустно. Хотя у меня очень много хороших воспоминаний о Бонэме».