После «Старушки» следующей ожившей картиной шла «Адам и Ева». И оказалась – самой прекрасной из перформансов "Флоры"!
Полотно принадлежит кисти художника Хендрика Гольциуса, творившего по рубежу XVI-XVII веков – ещё не барокко, но уже не ренессанс. Люди, приближённые к искусству (т.е. посетившие галерею более двух раз!))), задумчиво облекают его живопись в формулу «нидерландский маньеризм».
Но всё это кажется совершенно не важным по сравнению с личностью самого мастера!
Гравёр-калека Хендрик Гольциус
Маленький Хендрик хлебнул в детстве по полной!
То проткнёт себя лучиной насквозь. То вздумает утопнуть, да не единожды! Вытаскивали.
А то - чтоб уж наверняка - падал в огонь. В годовалом возрасте шандарахнулся в сковородку с кипящим маслом и сильно обжёг руки.
Наложили повязки, лубки.
Однако! Как же бывает порой сильна вера не людям знающим, но типа друганам!
Зашла тут надысь соседка к Гольцам...
Это потом уже Хендрик переделался в Гольциуса: чтоб на латинский, значит, манер.
=> Ещё одна черта любви к подчинению. Вроде как стать подобно господам из-за бугра. Похожим хотя бы фамилией...
И соседка, как водится, стала давать советы. Несравнимо лучшие, понятно, чем изрекают разные никчемные докторишки, которым лишь бы залечить человека до смерти.
Ведь и повязки от ковида (а тем более, вакцинация) - это всё происки и инсинуации для жидкого чипирования! Впрочем, это немного не отсюда)))
– Так вот! – с апломбом вворачивает всезнающая соседка. – Лубки надобно снять, быстрее заживёт.
Оно и зажило. Да так, что парень превратился в калеку: пальцы правой руки стали скрюченными и не разгибались.
А потом Хендрик взял свою судьбу в оборот. Ибо, доколе?!!
К своим двадцати он уже вполне продвинулся в гравировке, чему поспособствовал его батя, витражист и живописец по стеклу; а также некий Дирк, гравёр и местный нигилист, отрицавший все религии скопом.
И тут Хендрик прикинул: свой путь к известности слишком долог, нужен лайфхак!
Что может ускорить переход из грязи в князи? Про-тек-то-рат! Сильных мира сего.
Как бы ещё сделать так, чтобы чье-то продюсирование собой стало к тому же и приятным? Держите! Лайфхак в лайфхаке!! ))
Нужно удачно жениться!!!
Ну а что? Не всё женщинам себя продавать (несмотря ни на какие эмансипации!))
Надо бы и мужчинам воспользоваться этим социальным лифтом.
И молодой Гольциус отдал пылкую юность, жар своего свежего тела, непорочную хрупкость своей же нежной души - всё такое {бла-бла-бла, вы же понимаете} – старой [и непременно безобразной😅] вдове. И извращенке к тому же ;)))
Правда, есть одно "но": она была богатой!
После женитьбы Хендрик сразу же основал собственную мастерскую. И снова сломал устои: нарушил монополию Амстердама на производство гравюр. Что, собственно, говорит о его таланте.
Талант же (и неотлучное трудолюбие, без него никак) позволил ему создать более 300 гравюр, многие из которых стали эталоном и предметом копирования. Слава была столь высока, что соперничала с лаврами Дюрера.
Но, как это всегда бывает, женитьба на деньгах принесла горькие плоды. У гравёра с богатейкой начались дикие распри. Да такие, что молодой человек даже ослаб здоровьем. Потому психанул и свалил в солнечную Италию.
В Италии Хендрик остался верен своей оригинальности. Он прикинулся простолюдином и бродил по трактирам да мастерским, слушая сплетни о себе, великом.
Ну а что? К тому времени его известность шагнула далеко за пределы Германии и Нидерландов. Хендрик стал своего рода звездой. И итальянские переодевашки не только удовлетворяли его любовь к розыгрышам и мистификациям, но и позволяли хоть немного спрятаться от толп фанатов. Которые, впрочем, всё равно с лёгкостью признавали его
...по искалеченной руке.
Кроме слухов о себе мастер впитывал богатейшую культуру и подсматривал свежие идеи. Больше всего его вдохновил Микеланджело! Особенно, по части мясистой мускулистости. ))
И вот, Гольциус уже выпускает свои интерпретации. Получилось смешно. И понятно, почему маньеризм)))
И вдруг!.. Как всегда в таких случаях, неожиданно – Гольциус внезапно заметил, что в Италии "ружья кирпичом не чистят". В смысле, не гравюры царапают, а красками малюют.
– Проклятые капиталисты! – думал он. – Не хотят работать!! Вместо сурового резца гравёра и кропотливого, микронно выверенного труда - предпочитают разноцветную мазню. Обёртка вместо содержания!
Ну, что поделать? Взял на вооружение. К тому же, старость не за горами: на пенсии хотелось бы отдохнуть.
В общем, Гольциус принялся за картины. Из многих которых и вышла героиня сегодняшней статьи – "Адам и Ева", высвеченная Эрмитажем в своей мистерии
«По яблоку в день»
➡️ Музыкальная сценка, выражающая смыслы и настроения гораздо элегантнее, чем многие сотни пустых слов...
Тут и отношения, и развитие, и интрига, и накал, и даже, фактически, соитие (в высоком смысле). А также, самое главное – цикл.
Идеальность {номера} подчёркивается хрустальной россыпью прозрачных и/но мощных звуков фортепиано. Которые то раскатываются сухим жемчугом раннего утра, то взрываются фейерверком экспрессивных аккордов в басовом обрамлении.
Сама же история хоть и выстроена типично по-западному (то есть, тупо и в лоб))) – вокруг яблока, – но решена гениально: через взаимодействие музыкой.
Игра в четыре руки – с передачей инициативы да с местообменом(!) – это потрясающе!!
Но Запад есть Запад (номер, как и всю феерию, ставили немцы): у них всё через нижние чакры, а не через голову или сердце. Яблоко здесь не плод познания, но символ искушения.
Иной раз даже зло берёт! Допустим, связка "любовь-секс" с натяжкой, но ещё хоть как-то работает; куда ни шло. Но то, что психология через зад, это уже слишком! И через секс, опять же. {имеется в виду Фрейд как основоположник подобного подхода [с его анальной и прочими стадиями психологического развития]; а также – все последователи, сообразно угодившие в ту же яму}
Неразвитые, что с них взять )))
Впрочем, сам номер - несмотря ни на что! - великолепен!!
Здесь задействованы два замечательных музыканта:
Александр Кашпурин и Ксения Гаврилова
Что интересно. Выступают, казалось бы, приглашённые артисты: каждый под своей фамилией, с разницей в возрасте (Ксения старше Александра на десять лет). Но, копнув, с удивлением узнаёшь, что они - пара. И не просто пара, а семья!
Счастливая жизнерадостная семья красивых и талантливых людей, коллег по "цеху". Двое детей, супружеское счастье, профессиональный успех.
Успех не тот, который, как фурор мыльного пузыря, сопутствует инста-, ТТ- и прочим beauty-самкам (обоего пола))) – сегодня возник на пустом месте, а завтра его нет.
У наших музыкантов успех как бы незаметный. Он без скандалов, вне газетной хроники и выпадает из света софитов тщеславия.
Слава выработана годами труда, а потому крепка. Она очень глубокая, насыщенная и дарует истинность (а значит, и настоящее счастье)).
И да: подобная слава позволяет насладиться такими своими плодами, какие не снились никаким монгерштернам. Даже с их миллионами.
Скажем, если неудавшийся (хвала Зевсу!))) педагог Валеев и сможет посетить какое-то зарубежье, то только как турист. Но не как творец, которого обожает и ценит весь мир.
Вот к примеру список стран, где играл Александр Кашпурин: Голландия, Китай, Монголия, Болгария, Польша, Германия, Италия, Испания, Греция, Марокко, Азербайджан, Литва, Латвия и др. (и это не считая, понятно, России!)))
В прошлом году посетил Музыкальную капеллу Королевы Елизаветы (г.Ватерлоо, Бельгия). Преподаватель, руководитель театра "Реплика", солист... Честно говоря, даже список тянет на отдельную статью! ;))
А ведь Кашпурину нет ещё и тридцати!
У Ксении послужной список не менее впечатляющий.
И вот, два прекрасных человека исполняют замечательную музыку, играя вечный сюжет в изумительной постановке!
Адам и Ева
А что можно сказать о сюжете, рассказанном мистерией? Не с точки зрения классического канона, а непосредственно исходя из музыкальной феерии "По яблоку в день"?
Впрочем, сразу можно отметить, что от библейской традиции (при всех западных псевдореволюциях полов) отойти не удалось. ;))
Каков он, канон?
Ева была создана в пару Адаму. Ибо, человек не может быть один => по завету Бога. А создав её, Он понял, что Ева – воплощение Его самого. Ведь Бог – есть Любовь.
Далее – змей, яблоко, познание Добра и Зла... Вкусили и Адам, и Ева. И оба же изгнаны.
Но. Первой нарушила запрет Ева. Она привнесла грех. И вдвойне виновна из-за того, что не внешний искус совратил Адама, но внутреннее предательство: из родных рук близкого человека принял он Падение...
Ну, а по-простому: женщина как крутила Мужчиной и Миром, так крутит и поныне.
В связи с чем совершенно непонятны происки современных боевых эмансипе. Не понятны, но чётко укладываются в "модель Евы": пофиг на то, что ситуация может быть и райской, давайте всё сломаем (да-да, соседка Гольциуса туда же))))
Так же и в мистерии.
Адам видит искус в руках Евы и перехватывает его. Еве без одного и без второго становится скучно. Она начинает мелодию. Адам заинтересовывается, вступает. И вот звучит совместный музыкальный триумф!
Музыка здесь – любовь. Она обоюдна и торжествующа (когда в четыре руки!).
До тех пор, пока Ева не спохватывается, видя отставленное в ненужности яблоко. И ей становится не надобна ни любовь, из чьей музыки она выходит; ни Адам, через которого она попросту перешагивает => по пути к развлечениям, лежащими, как яркий плод, в(на!) стороне...
И перформанс показывает: мужчина может бросить искус {{во имя любви и/или долга}}. Но женщина всегда на него, на искус [со стороны] соблазняется. {{И рушит всё}}...
Если бы эту мистерию делали не немцы (не Запад!), то акценты, вероятно, были бы расставлены иначе.
Яблоко можно было бы представить не как символ искушения, а как средство познания. Как источник вдохновения!
Тогда номер раскрылся бы в череде "любовь-инициация", а не «игра в любовь - искус на стороне».
***
Возвращаясь к ощущениям от просмотра, остаётся сказать, что как бы ни была глубока философия; музыка, звучащая в моменте, создаёт настроение, рождает эмоции и запечатлевает то настоящее впечатление, которое потом и останется в памяти. Которое и будет основополагающим в оценке.
А впечатление-оценка от мистерии Эрмитажа "По яблоку в день" находится где-то в восторженно-звенящих высотах, тающих в ликовании чувств.
Прекрасная, изумительная мистерия!!
.