Ребенок заполняет родительский сосуд перепадами настроения, детскими истериками, кризисами, непослушанием, болезнями, недосыпами....
Каким бы терпеливым ни был родитель, сколько бы раз он не включал внутри себя дзен, сколько бы раз не считал до ста, желая успокоиться, однажды он все равно сорвётся: на крик, слезы, даже беспомощную истерику. А после — на вину. Что дал слабину и позволил себе лишнее. Что из родителя-дипломата, который умеет объяснять, договариваться и учитывать чувства и желания ребенка, превратился в диктатора, который ничего не слышит, а только требует: Прекрати! Замолчи! Успокойся! Не делай так!
Родитель — тот же сосуд, который лишь кажется бездонным. Ребенок заполняет родительский сосуд перепадами настроения, детскими истериками, кризисами, непослушанием, болезнями, недосыпами, упрямством, бесконечными "хочу!" и "дай!", нежеланием идти на уступки и продавливанием границ. И вот уже мама, которая сама же ввела правило говорить спокойно и не злиться, переходит на крик. Вчера ещё повторяла на детской площадке, что надо жить дружно, а сегодня с самого утра инициирует ссору. Сперва обвиняет, а после... просит прощения за свое поведение, которое для взрослого недопустимо.
"Пойми, ты иначе не хотел меня услышать!", — мама ищет оправдания для себя. "Мне больше ничего не оставалось", — взывает ребенка к пониманию. "Я постараюсь больше не ругать тебя, но и ты, пожалуйста, не веди себя так", — на маминых глазах слезы. Она словно уменьшилась в размерах и из решительной, волевой, самостоятельной и взрослой вдруг стала беспомощной ревой, которая сама нуждается в поддержке и заботе.
В общем, от родителя-дипломата до родителя-диктатора — один шаг. И когда этот шаг будет сделан, никто не знает, даже сам взрослый. Как бы ни хотелось этого шага избежать, нога незаметно сама его делает вдруг, неожиданно, когда закончились слова, силы, эмоции. Когда дипломат не просто устал — выдохся. Когда кремень, которым ты себя представлял, рассыпался на мелкие кусочки.
Родитель-дипломат и родитель-диктатор придерживаются противоположных методов воспитания. Невозможно поверить, что оба способны существовать в одном человеке, пропуская друг друга вперёд в зависимости от ситуации. Этот переход похож больше напоминает очень резкий скачок. Встряску. Рывок. И потому такой болезненный и разрушительный прежде всего для родителя.
Что же делать?
Позвать родителя-капитана!
Того, который не несёт воспитание по течению, а следует точно по курсу. Никакие детские уговоры, истерики и крики не способны этот курс изменить. Мы же не хотим напороться на айсберг или сесть на мель? Да, родитель-капитан тоже дипломат. Но далеко не во всем. Вместо "давай это обсудим" в самых сложных и принципиальных ситуациях родитель-капитан принимает решение самостоятельно, чем спасает себе нервы, силы, экономит время. А заодно облегчает жизнь ребенку, который может быть уверен: правильное решение принято, оно неизменно, не стоит бояться и переживать. Конечно, в родителе-капитане можно рассмотреть черты родителя-диктатора, но не спонтанно требующего, а заранее установившего правила, без которых ребенок развивается хаотично, не имеет ориентиров, границ и стоп-кранов, что, как мы уже выяснили, ведёт к переполнению родительского сосуда.
Автор: Наши Дети
Фотография: Adam Dore, Unsplash