Найти тему

Обелиск Феодосия: безмолвный свидетель Стамбула

Мозаика различных культур, Стамбул является домом для бесчисленных сокровищ прошлого. Вот история обелиска, возвышающегося над площадью Султанахмет: массивного памятника из Древних Фив, привезенного в город более 16 веков назад.

История Обелиска Феодосия переносит нас в путешествие во времени, примерно за 360 лет до основания Константинополя, предшественника Стамбула, к последствиям смерти Клеопатры в 30 г. до н. э. в Александрии.

Кончина Клеопатры, последней правительницы Птолемеевского царства, ознаменовала аннексию Египта Римской империей, после чего императоры начали извлекать обелиски для размещения в своих крупных городах.

Колоссальные четырехгранные колонны, воздвигнутые когда-то египтянами в честь своих богов и в память о своих лидерах, стали символами победы Рима над египетской цивилизацией.

Два из этих обелисков были извлечены из Великого храма Амона в Карнаке, Фивах, по указу Константина Великого — императора, основавшего Константинополь в 330 году н. э. как новую столицу Римской империи.

Обелиски были перевезены из Фив в Александрию по Нилу. Один должен был быть возведен в Риме, а другой предназначался для только что основанного Константинополя. Однако это путешествие было остановлено, когда известие о смерти Константина достигло Александрии, и обелиски остались в городе.

Два десятилетия спустя, в 357 г. н.э., сын и преемник Константина, Константин II, поддержал инициативу своего отца, чтобы отметить 20-летие своего правления.

В том же году один обелиск был отправлен в Рим и воздвигнут в центре города, возвышаясь над Большим цирком (что означает «самый большой цирк»). На сегодняшний день это самый высокий египетский обелиск в мире высотой 32,2 метра, расположенный недалеко от Латеранской базилики.

Однако близнецу Латеранского обелиска потребовалось гораздо больше времени, чтобы добраться до своего нового дома, поскольку он остался в Александрии по неизвестным причинам.

Именно преемник Константина II, Юлиан, приказал доставить обелиск в Константинополь. Однако он умер вскоре после перемещения колонн, и обелиск оставался в городской гавани еще около трех десятилетий.

Усилия римлян воздвигнуть обелиск из красного гранита, первоначально воздвигнутый в Карнаке фараонами Тутмосом III и Тутмосом IV в 15 веке до нашей эры, наконец увенчались успехом в 390 году нашей эры по указу императора Феодосия I.

Один из немногих сохранившихся древнеегипетских обелисков, разбросанных по всему миру, 36-вековый обелиск Феодосия является одним из старейших памятников Стамбула. (АА)
Один из немногих сохранившихся древнеегипетских обелисков, разбросанных по всему миру, 36-вековый обелиск Феодосия является одним из старейших памятников Стамбула. (АА)

Ипподром

«История Обелиска Феодосия во многом связана с Константинопольским ипподромом, который ведет нас к сердцу Рима: Большому цирку», — сказал TRT World доцент Лука Дзаваньо из Билкентского университета в Анкаре .

Основанный императором Константином Константинополь должен был стать «новым Римом». Для Империи Рим считался идеальным городом — образцом, которому стремился подражать любой другой крупный город.

«Эти отношения с Римом сформировали Константинополь, а значит, и ипподром», — объяснил Заваньо. Ипподром, расположенный в самом сердце Константинополя, был вдохновлен Римским цирком Максимус, огромным стадионом, который мог вместить до 300 000 человек.

Ипподром, известный сегодня как площадь Султанахмет, был римским цирком, рассчитанным на 100 000 человек. Это было место гонок на колесницах, публичных собраний, праздников и церемоний, а также нового дома обелиска Феодосия.

Обелиск воздвигнут на спине ипподрома, которая является преградой посреди цирка. Поскольку Рим служил образцом для Константинополя, обелиск должен был соответствовать обелиску Фламинио из Гелиополя, который уже был возведен в Большом цирке императором Августом в 10 г. до н.э.

Но в Большом цирке существующий обелиск был соединен с новым, привезенным из Карнака (Латеранский обелиск). Так, аналогичная пара была повторена в Константинополе, и на Ипподроме был установлен другой обелиск: Обелиск-крепость, который был римским памятником.

Одно предостережение: привезенный в Константинополь обелиск, который видел восхождение и падение семи императоров до Феодосия, прежде чем был воздвигнут, был разбит. Когда это произошло, неизвестно, хотя предполагается, что это произошло где-то между его переходом к повторному возведению.

С каждой из его четырех сторон были выгравированы иероглифы, восхваляющие военный успех Тутмоса III, монолит, как и его близнец, Латеранский обелиск, изначально имел высоту почти 30 метров.

Нижняя часть обелиска была утеряна для истории — никто не знает, что с ней случилось — и один только монумент возвышался менее чем на 20 метров. Чтобы компенсировать уменьшенный размер обелиска, памятник был установлен на основании, состоящем из двух пьедесталов, когда он был установлен на Константинопольском ипподроме, высота которого сейчас составляет 25,6 метра.

На верхнем постаменте основания обелиска изображены Феодосий и его двор в моменты скачек и церемоний на Ипподроме.

На двух сторонах нижнего пьедестала были выгравированы изображения, на одном из которых был изображен обелиск, воздвигнутый на ипподроме, а на другом - скачки.

На двух других сторонах есть две надписи, посвященные возведению обелиска в Константинополе. Одна надпись на греческом языке, языке простых людей, а другая на латыни, языке двора.

Греческая надпись на обелиске Феодосия «Трудно однажды, мне было приказано покориться светлейшим господам и, после того как тираны будут устранены, нести пальму первенства. Все уступает Феодосию и его бессмертному потомству. Так я, побежденный и укрощенный за тридцать дней, когда судьей был Прокл*, был вознесён на небеса».
«Написанный так, как будто говорит сам обелиск, текст относится к тому факту, что Феодосию пришлось победить некоторых соперников, чтобы стать императором», — пояснил Заваньо. Памятник, который когда-то символизировал власть Тутмоса III, теперь стал прославлять Феодосия.

Будучи удаленным от своего первоначального контекста в Карнаке, обелиск потерял свой внутренний смысл и значение. Однако в Константинополе она обрела новое предназначение.

Обелиск Феодосия на фоне обелиска, обнесенного стеной. Обелиск-крепость, римский памятник, не был монолитом. Он был построен из нескольких камней квадратной огранки. (Архив АА)
Обелиск Феодосия на фоне обелиска, обнесенного стеной. Обелиск-крепость, римский памятник, не был монолитом. Он был построен из нескольких камней квадратной огранки. (Архив АА)

Безмолвный свидетель

«Константинополь был малоизвестным городом под названием Византия, когда Константин выбрал его местом для своего города. В каком-то смысле у Византии не было прошлого. Это не было известно. Так что возникла проблема легитимации города, оправдания его как новой столицы», — пояснил Заваньо.

Таким образом, Константин украсил город статуями и памятниками, привезенными со всей Империи. Эта тенденция продолжалась, поскольку каждый новый император стремился продемонстрировать свою власть, превращая город в дом для всевозможных сокровищ.

Особенно это касалось Ипподрома, где было собрано множество артефактов, «поэтому обелиск был в хорошей компании», — пошутил Заваньо.

Однако так было до разграбления Константинополя в 1204 году во время Четвертого крестового похода, когда сокровища ипподрома были в основном уничтожены. Единственными сохранившимися памятниками были Обелиск Феодосия, Змеиная колонна и Обелиск-крепость, украшавший спину ипподрома.

Несмотря на разрушения, сам Ипподром остался, а три памятника стали его символами.

Даже после османского завоевания Константинополя ипподром сохранил свое значение и использовался Османской империей для проведения ярмарок, церемоний и праздников.

«Во время переходов это пространство было важным, центральным в социальной, культурной, политической и религиозной жизни Стамбула», — пояснил Заваньо.

Находясь в Стамбуле с тех пор, как город был основан как Константинополь, Обелиск Феодосия является молчаливым свидетелем истории города.

«Иностранное существо, привезенное из Египта, находилось в самом начале города и было свидетелем перехода города на протяжении веков, в то время как ипподром — ныне площадь Султанахмет — сохранил свое значение как церемониальное сердце города». добавил он.

Спустя столетия обелиск стал свидетелем перехода города из римской столицы в византийскую; он был свидетелем Четвертого крестового похода, а также завоевания Константинополя, и стал свидетелем создания Стамбула под властью Османской империи, а также модернизации города как культурной столицы Турции.

* Прокл был архиепископом Константинополя.