Найти тему

История взаимоотношений КНР и США в 2008-2012 годах: Амбициозные планы США по созданию "Большой двойки" и реакция Китая.

Американо-китайские отношения всегда отличались своим непростым характером и долгой историей, а ныне эти государства являются полноправными членами "клуба великих держав". В связи с этим, данные отношения не просто весьма интересно изучать, но и необходимо понимать их, чтобы ориентироваться в текущей международной обстановке.

У каждой статьи должна быть какая-то цель, иначе зачем читателю пытаться вникнуть в нее и понять? В связи с этим, мне хотелось бы отдельно выделить, какие цели преследует эта статья и в чем может заключаться ее интерес для вас, как читателей. В первую очередь, мы хотим проследить динамику отношений между Пекином и Вашингтоном в исторической ретроспективе, а также определить причины появления феномена «Большой двойки» в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Основное внимание будет уделено усилиям администрации Б. Обамы по продвижению этой инициативы в выстраивании партнерских отношений между США и КНР, а также странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и реакции Китая на новые американские амбиции. Отдельно мы с вами рассмотрим и последствия всех этих событий. При этом акцент в статье будет сделан на главном аспекте: на взаимодействии США и КНР на ранних этапах существования администрации Б. Обамы в сфере создания «Большой двойки» и на причинах негативной реакции правительства Ху Цзиньтао на американскую инициативу.

Отношения между Вашингтоном и Пекином всегда были глубокими и непростыми, но в 2008 году новоизбранная американская администрация решилась на кардинальное изменение отношений с КНР
Отношения между Вашингтоном и Пекином всегда были глубокими и непростыми, но в 2008 году новоизбранная американская администрация решилась на кардинальное изменение отношений с КНР

В 2009 году, на ранних этапах нахождения у власти администрации Б. Обамы, была выдвинута глобальная и всеобъемлющая инициатива США о создании «Большой двойки» или «G2», (также этот проект известен как Кимерика, при этом название здесь образовано от слияния Китая и Америки) и затем эта инициатива была предложена китайскому руководству. За ширмой американо-китайского дуумвирата Пекин усмотрел явное ущемление своих интересов и целей. Предполагая, что ему уготована роль младшего партнера, Китай отказался от данной инициативы. Не находя смысла во всеобъемлющей солидаризации с Вашингтоном по всем проблемам текущей мировой повестки, а также справедливо опасаясь второстепенного значения для себя, Пекин явно выразил свою неудовлетворенность и нежелание участвовать в подобном объединении. Дело не ушло дальше учреждения двустороннего стратегического и экономического диалога на уровне госсекретаря и министра финансов США и их коллег из Китая, занимавших идентичные должности в китайском истеблишменте. Суть подобных диалогов сводилась к обсуждению вопросов международной безопасности и урегулирования экономических проблем, но все это происходило и ранее, так что фактических изменений после создания такой диалоговой линии коммуникации не последовало.

Американская инициатива была встречена отказом, а позднее и вовсе убрана в долгий ящик, если не уничтожена. После этих событий и неудачной попытки США создать «G2», в Пекине усмотрели отдельные черты ослабления американской мощи и потенциала, но насколько такая оценка китайского руководства была верной покажет только время.
Американская инициатива была встречена отказом, а позднее и вовсе убрана в долгий ящик, если не уничтожена. После этих событий и неудачной попытки США создать «G2», в Пекине усмотрели отдельные черты ослабления американской мощи и потенциала, но насколько такая оценка китайского руководства была верной покажет только время.

«Четвертое поколение» китайских лидеров явно пришло к мысли о том, что баланс сил меняется в их пользу, а США постепенно начинают терять свои силы. В Вашингтоне же оценили положение дел иначе, и администрация Б. Обамы перешла к явной конфронтации с Китаем, провозгласив политику «Поворота в Азию», что было главным итогом вышеуказанных событий. Таким образом, период относительной стабильности в отношениях Вашингтона и Пекина подошел к своему завершению.

К 2009–2010 годам инициатива «Поворота в Азию» начала реализовываться. Госсекретарь США Х. Клинтон не раз отмечала новые американские приоритеты во внешней политике. Например, в выступлении перед слушателями известного исследовательского центра «Восток – Запад» в Гонолулу в 2010 году, Хиллари Клинтон были озвучены следующие слова: «Будущее Америки связано с будущим Азиатско-Тихоокеанского региона, и будущее этого региона зависит от Америки». Таким образом, США перешли к формированию своей антикитайской политики в АТР с целью сдержать своего конкурента. Вашингтон приступил к активному формированию крепкой союзнической основы в АТР, расширяя степень своего политического, экономического и военного присутствия внутри региона.

Стоит отметить, что отношения между США и КНР на протяжении всего руководства «четвертого поколения» китайских лидеров во главе с Ху Цзиньтао, а также их визави из Вашингтона во главе с Б. Обамой, заметно деградировали. Если к началу нового тысячелетия отношения все еще сохраняли позитивную динамику и оставались продуктивными, то к моменту избрания Б. Обамы отношения явно ухудшились, и на то были соответствующие основания.

Безусловно, в «нулевые» годы между США и КНР явно существовал определенного рода компромисс, по которому Пекин принимал американские правила игры и разделял с Вашингтоном общие политические и экономические цели, тем самым последовательно интегрируя себя в решение ключевых вопросов международной повестки. Помимо всего прочего, углубляя свои экономические связи с США, Пекин способствовал собственному экономическому росту и прогрессу. Но симбиоз подобного рода завершился после отказа Пекина и далее двигаться общим единым фронтом с США. В заключение мы можем отметить, что отказ от предложения о создании «Большой двойки», увеличение торгового дисбаланса между КНР и США, обоюдные острые провокации, а также общий рост мощи Китая, беспокоивший США, способствовали созданию значительной напряженности в двусторонних отношениях и стимулировали их последующее ухудшение.