Встретилась мне сказка с названием "Девочка с веретёнце" – она не русская народная, а коми-зырянская. По названию у меня возникла ассоциация со сказкой "Крошечка Хаврошечка", которая явно указывает на приключения бессмертной божественной искры – души человеческой.
Приведу текст сказки "Девочка с веретёнце" здесь полностью, так как она мало известна.
Жили старик и старуха, и была у них дочка, ростом с веретёнце. Пришла раз ведьма-йома и украла у стариков дочку, утащила её в свою лесную избу. Притащила и говорит: «Будешь делать всё, что я прикажу! Ступай в лес, собери моих овечек да остриги их. Мне шерсть для пряжи нужна!» Пошла девочка в лес да по дороге зашла в избушку к старушке-пряхе. Старушка сказала: «На верную гибель посылает тебя йома: овечки-то у неё – волки серые!»
– Как же мне быть, бабушка?
– А ты, как придёшь в лес, влезь на высокое дерево да крикни погромче: «Овечки, овечки мои! Сбегайтесь сюда, сами себя остригите!»
Девочка так и сделала. Пришла на полянку, влезла на высокое дерево и закричала: «Овечки, овечки мои! Сбегайтесь сюда, сами себя остригите!»
Прибежали серые волки, стали под деревом скакать, один другого когтями драть. Много шерсти надрали! Кан надрали, все разбежались, а девочка собрала шерсть и понесла к йоме. Удивилась йома: «Вот диво! Как тебя не съели мои овечки? Ну, теперь ступай подои моих коровок, принеси мне два туеска молока!»
Опять зашла девочка к старушке. Старушка говорит: «Йомины коровки – медведицы лохматые. Как придешь на полянку, влезь на дерево и крикни: «Коровушки, коровушки! Сбегайтесь сюда, выдоите сами себя!»
Пришла девочка на полянку, влезла на дуб и закричала: «Коровушки, коровушки! Сбегайтесь сюда, выдоите сами себя!» Собрались на её зов лохматые медведицы, выдоили себя и по лесу разбрелись.
Принесла девочка молоко йоме, а йома глянула на неё и говорит: «Ступай принеси воды, да вымойся хорошенько!»
Отправилась девочка за водой, а сама опять зашла к старушке. Говорит старушка: «Видно йома тебя съесть задумала! Как почуешь беду – убегай!» Дала старушка девочке масла, крупы, деревянный гребень, брусок да корзину со смолой и сказала: «Маслом у двери петли смажь, крупу йоминым чёрным птицам дай. А гребень, брусок да корзину со смолой на пути бросай!»
Вернулась девочка к йоме, слышит – йома в чулане зубы точит и вправду съесть её хочет. Бросилась девочка к двери, а дверь не открывается. Девочка маслом петли смазала. Дверь и открылась.
Выбежала девочка во двор, а там на неё йомины чёрные птицы набросились. Девочка им крупы дала. Стали птицы крупу клевать, а девочка побежала что было силы.
Вышла йома из чулана, глянула – нету девочки. Стала она бранить дверь да своих чёрных птиц: зачем отпустили! Потом вскочила в ступу и бросилась в погоню. Шумит-гремит по лесу, гонится за девочкой… вот-вот настигнет!
Видит девочка – йома совсем близко. Бросила она гребень через плечо и сказала: «Гребень мой деревянный! Вырасти густым лесом – у меня позади, у йомы впереди!»
И в тот же миг вырос лес – высокий да дремучий. Никак йома через него не продерётся! Нечего делать, вернулась йома домой за топором и опять пустилась в погоню. Примчалась к лесу, стала прорубать проход. Летят щепки во все стороны! Прорубила йома проход и думает: «Куда топор девать?» Хотела было под куст спрятать. А птицы лесные кричат ей: «Ты спрячешь – мы увидим! Мы увидим – всем расскажем!» Рассердилась йома на лесных птиц: «Ууу, остроглазые! Всё видят!» Схватила она топор, забросила его прямо к своему дому. После этого села в ступу, пустилась в погоню.
Заслышала девочка погоню, бросила через плечо брусок и сказала: «Брусок мой, брусок! Встань горою – у меня позади, у йомы впереди!» И тотчас же позади девочки, впереди йомы выросла большая каменная гора – верхушкой в облака упирается.
Увидела йома гору – поняла, что не пройти ей. Вернулась домой за топором. Привезла топор и давай гору рубить, проход себе прорубать. Как прорубила проход, стала топор прятать. А птицы тут как тут: «Ты спрячешь – мы увидим! Мы увидим – всем расскажем!» Обругала йома птиц, забросила топор к своему дому и снова пустилась в погоню. Вот-вот схватит!
Тут девочка бросила корзинку со смолой и крикнула: «Разлейся, смола, широкой рекой – у меня впереди, у йомы позади!»
Перепутала она слова - и очутились они обе в смоляной реке, не могут из неё выбраться…
В то время пролетала мимо ворона. Стала девочка её просить: «Воронушка, воронушка! Лети ты к моему отцу, матери, скажи ты им, что завязла я в смоляной реке, а вместе со мной и йома злая!»
Прилетела ворона в деревню, села к старикам на оконце, громко закричала: «Кар-кар! Ваша дочка с веретёнце завязла в смоляной реке. Бегите к ней на помощь! Несите огонь да лом тяжёлый!»
Схватил старик лом, старуха огонь – бросились на помощь своей дочке. Ворона впереди летит, путь указывает.
Завидела их хитрая йома издали, стала кричать: «Милые вы мои! Вытащите нас поскорее! Шли мы к вам с вашей дочкой в гости, да в смоляной реке увязли!»
– He верьте вы ей, не верьте! – кричит девочка. – Йома за мной гналась, съесть меня хотела!
Подбежал старик и говорит: «Вот тебе, злодейка!» И вбил ломом йому в смоляную реку по самую макушку. Потом развели старик и старуха жаркий костёр, растопили смолу и вытащили свою дочку.
Вернулись они втроем домой весёлые. Устроили на радости пир, созвали всех родных и знакомых. И ворону не забыли: сами ели-пили и её досыта накормили.
Понравилась сказка? А сколько в ней символизма, присущего и русским народным сказкам, заметили? В заголовке статьи я дала подсказку: птицы во всех сценах сказки символизируют мыслительную деятельность. Но роли они могут исполнять разные. Например, ворона, посланная девочкой к родителям, это призыв человеческой души к Богу для помощи в трудную минуту жизни.
Сейчас с нами со всеми происходит та же ситуация, что и в сказке:
человечество завязло в смоле вместе с силами Зла, и надо нам все свои помыслы устремить к божественным родителям. Тогда Ум, занятый хитросплетениями – те самые чёрные вороны йомы – становится Разумом, досыта вскармливаемым Богом.