Сегодня, 30 июня, на заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности депутаты заслушали отчет об исполнении бюджета Новосибирской области за первый квартал 2022 года и предварительных итогах полугодия.
С докладом выступил заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко. Представляя итоги первого квартала, он подчеркнул, что исполнение бюджета в этот период «проходило под знаком высоких инфляционных воздействий, которые набрали свою скорость за 2021 год».
Доходная часть бюджета в первом квартале была исполнена на 56,5 миллиарда рублей. «Динамика более чем позитивная, – дал оценку министр и объяснил, что основной прирост дали собственные налоговые и неналоговые доходы региона. – 128 процентов первого квартала 2022 года к первому кварталу 2021 года. Наибольший прирост дали налог на прибыль, НДФЛ и налог на совокупный доход. «Локомотивами» налоговых доходов стали сфера добычи полезных ископаемых, торговля, транспортировка и хранение грузов, обрабатывающие производства и научная деятельность».
Говоря об исполнении бюджета, Виталий Голубенко подчеркнул, что «несмотря на риски сжатия экономики, снижения налогооблагаемой базы, пока по финансовым показателям, по налоговой отдаче мы этого не видим». В подтверждение своих слов он привел некоторые цифры по доходной части бюджета. «По оперативным данным, по состоянию на позавчера, мы получили 115 миллиардов доходов, из них 94 миллиарда доходы собственные. Динамика 131 процент, – отметил глава Минфина и привел другие цифры: – Если говорить о расходах бюджета, опять же по состоянию на позавчера, то мы выполнили почти 42 процента от нашего годового плана расходов. Тоже достаточно хороший, высокий показатель».
С вопросом обратился заместитель председателя комитета Сергей Кальченко: «Согласно отчету, предусматривалось финансирование в первом квартале, но, тем не менее, не было реализовано по региональному проекту «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» и госпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области» – субсидии на строительство и приобретение на первичном рынке служебного жилья Карасукский район. Почему?» Ответ прозвучал от исполняющего обязанности министра строительства Новосибирской области Алексея Колмакова: «По Карасуку невыполнение финансирования строительства служебного жилья связано с тем, что процедуры проектирования и выхода из экспертизы до сих пор еще не закончились. Как только выйдут на площадку, силами подрядчика все процедуры начнут двигаться активно. Освоение денежный средств, в том числе». По адресной поддержке рынка труда комментарий заместителя министра экономического развития Новосибирской области Виталия Шовтака таков: «То, что в наших полномочиях, все мероприятия полностью ведутся. По нашей линии, Минэкономразвития, полностью все профинансировано в рамках запланированных мероприятий».
Председатель комитета Фёдор Николаев уточнил: «Вы являетесь уполномоченным органом по программе повышение производительности, правильно? Управление проектом осуществляете. Представьте информацию пожалуйста». Глава Минфина Виталий Голубенко ответил: «Это сопоставление факта с планом первого квартала? То есть, что хотели, но не профинансировали? Все моменты по итогам анализа по аналитической записке по отклонениям от плана первого квартала и факта, надо подбить и мы дадим комплексную оценку».
Вице-спикер Законодательного Собрания Новосибирской области Ирина Диденко отметила, что сейчас и в Правительстве региона, и в региональном парламенте особое внимание уделяют вопросам развития экономики. «Президентом инициировано строительство инфраструктуры для привлечения инвестиций, и сегодня этот новый инструмент, начинает финансироваться. Как вы видите эту реализацию? За первый квартал очень сложно дать какую-то оценку, но тем не менее. И ожидаемые результаты. Может быть, какие-то сложности возникнут». Виталий Шовтак ответил: «Относительно инфраструктурных бюджетных кредитов – по итогам 2022 года мы планируем, что у нас будет финансирование в объеме 3 миллиарда 335 миллионов рублей». В свою очередь, вице-спикер регионального парламента Ирина Диденко и председатель комитета Фёдор Николаев настаивали на полной информации по каждому объекту, включая те площадки, где инвесторы готовы уйти: «планировали столько, а реализовали столько». Виталий Шовтак ответил, что готов предоставить «дополнительную информацию».
Председатель комитета Фёдор Николаев внес предложение: «Неоднократно об этом говорим, и вопросы депутаты задают, а в ответ крайне скудная информация. У меня к коллегам предложение, у нас заседание комитета через неделю и отдельным вопросом заслушать информацию о том, что сделано в рамках Постановления Правительства РФ № 1704 или в рамках постановления по бюджетным кредитам». В свою очередь, Ирина Диденко также внесла предложение: «Включить в решение комитета не только подобный отчет по итогам девяти месяцев года, но и сформировать от Министерства экономического развития некое приложение на тему: как пообъектно реализуется строительство инфраструктурных объектов. Пока эта информация будет готовиться, Минэкономразвития анализ проведет».
Депутат Александр Шпикельман напомнил, что ранее со стороны регионального Правительства велась речь о том, что экспертиза и проектно-сметная документация по объектам в районах области будет выполняться за счет средств областного бюджета. «Небольшому Дому культуры дали деньги на капитальный ремонт – 750 тысяч и 280 тысяч – на проект и на экспертизу, – привел пример Александр Шпикельман. – Cкажите нам: «нет, мы не будем делать проекты из бюджета», и мы не будем на это рассчитывать. Будем где-то изыскивать деньги, хотя деньги в малых муниципальных образованиях не найти». Депутат отметил, что ремонт туалета в сельской школе обходится в 70 тысяч рублей, а экспертиза этих работ – в 120 тысяч. «Вопрос системный, его нужно решить в рамках области», – призвал Александр Шпикельман. Коллегу поддержал первый вице-спикер регионального парламента Андрей Панфёров: «Можем ли мы надеяться, что в следующем отчете от министерств экономики и финансов мы услышим пояснения по возможностям реализовывать наши наказы».
Исполняющий обязанности министра строительства Новосибирской области Алексей Колмаков ответил, что согласно постановления Правительства РФ № 145, откорректированному в этом году, «не требуется прохождение экспертизы на проектную документацию по капремонтам менее 10 миллионов рублей». Как заверил и.о. министра, этим законодательным актом можно пользоваться и не тратить деньги на экспертизу. Александр Шпикельман призвал региональный Минстрой довести информацию об этом постановлении до всех министерств областного Правительства.
Председатель комитета Фёдор Николаев озвучил решение комитета: принять к сведению информацию Виталия Голубенко об исполнении областного бюджета; в октябре-ноябре 2022 году комитету совместно с Минфином и Минэкономразвития области рассмотреть информацию о реализации инфраструктурных бюджетных кредитов и масштабных инвестиционных проектов; ознакомить с действием постановления Правительства РФ № 145 всех главных распорядителей бюджетных средств и министерств регионального Правительства.