1218 год
Восточная Европа
Так как зимний поход рижан и крестоносцев из Германии на остров Эзель не состоялся по причине погодных условий (смотри публикацию «Смерть Лембито») магистр меченосцев Волквин и граф Альберт из Левенборха (вариант чтения имени: Альбрехт Лауенбургский) из Саксонии 3 марта 1218 года повели свои отряды на эстов Салетса. Эзельцы, которые пришли было на помощь местным, не рискнули вступить в бой с германцами и ливонцами. Рижане и крестоносцы из Германии без труда разорили приморские области эстов. После этого все соседние эсты запросили мира, согласившись подчиниться власти епископа Риги и Ордена меченосцев, и платить ежегодную дань. В те же дни власть Риги и Ордена признали гервенцы.
В отместку за такое поведение эстов эзельцы вторглись с большим войском в область Метсеполэ и разграбили ее. Затем вторглись в область ливов Ледегорэ и начали ее грабить. Однако отряд ливов под командованием Везикэ, в который вошли семь германцев, оказавшиеся в той же области во время набега, нанес эзельцам поражение. На поле боя пало больше сотни эзельцев. Победители захватили около 400 коней.
Пока это происходило в Ливонии, епископ Риги Альберт посетил короля Дании Вальдемара (правил в 1202-1250 гг.) и просил у него помощи против русских и эстов. Вальдемар дал слово, что в следующем году прибудет с войском для войны против эстов и русских.
Во второй половине августа магистр Волквин и граф Альберт повели войско германцев. лэттов и ливов против эстов Гариона и Ревеля.
В самом начале похода у замка Вилиендэ были захвачены посланцы эстов и русских, которые призывали местных жителей присоединиться в войску русских, что готовилось к походу на Ливонию. На допросе выяснилось, что Владимир Псковский и Всеволод Новгородский уже в Унгавнии.
Волквин и граф Альберт развернули свои войска и двинулись к Унгавнии навстречу псковичам и новгородцам.
Не доходя до реки Матерь Вод германские всадники столкнулись с передовым отрядом русского войска и нанесли ему серьезное поражение. В руки победителей попали три знамени, в том числе и знамя князя Новгородского. Беглецов преследовали две мили до небольшой речки, за которой находились главные силы русской армии.
За речкой Владимир Псковский выстроил войска для сражения. Германцы, численностью в двести всадников, стали в центре, лэттов и ливов разместили по краям и двинулись на вражескую армию. Но едва лэтты и ливы увидели численность русских, так тут же в панике все разбежались, оставив германцев одних. Около сотни германцев также сбежали с поля боя, оставив отборных рыцарей сражаться самостоятельно.
И тут русское командование допустило ошибку: начало переправу через единственный брод на глазах у неприятеля.
Германцы же, едва какой-торусский отряд переходил реку, тут же шли в атаку, громили его, сбрасывая его остатки в воду, и отходили на холм, на котором расположились по соседству с переправой. И таким манером бой шел с девяти утра до захода солнца. В этих стычках русские потеряли пятьдесят человек, германцы – рыцаря из отряда Генриха Боревина и лэтта Веко.
Ночь развела сражающихся.
Германцы поспешили уйти от речки. По дороге к ним присоединялись ливы и лэтты, которые отсиживались во время боя в лесу.
Через три дня шестнадцатитысячное войско русских пришло в Ливонию. Русские разграбили и пожгли села ливов и идумеев в районе Имеры и замка Урелэ.
Сын Владимира Псковского с другим войском напал на Венден, но был отбит, тогда он повел свои войска на соединение с основными силами русской армии. По дороге разорял земли лэттов, идумеев. Ливов.
Узнав, что русские в Идумее, магистр Волквин собрал войска и выступил на помощь ливам. Русские тем временем осадили Венден, но сняли осаду, получив весть, что на помощь венденцам идут войска меченосцев и крестоносцев. И ушли в свои земли.
Здесь выяснилось, что пока псковичи и новгородцы воевали в Ливонии, литовцы набегом ворвались в город Псков и сумели разграбить часть города до того, как их выбили.
Когда в Ливонию пришло известие, что русские войска разошлись, лэтты собрали отряд и устроили набег на русские деревни.
Тем временем эзельцы на кораблях вошли в реку Двина и разграбили ряд островов Ордена.
Рижане отправили своих послов в Новгород договариватьсяо мире. Им отказали. Псковичи послали своих послов в Ригу с предложением заключить мир. Им отказали. На этом год закончился.
Интересен последний абзац. Кто игрок, а кто и просто клюшки носит. Собственно та же мысль относится к ливам, лэттам и прочим местным в контексте выше сказанного).
(Источники: Генрих Латвийский. ПСРЛ, т. 10, Татищев, т.3)