Многие считают, что школьные двоечники и троечники во взрослой жизни успешнее отличников. Аргументируется такая точка зрения биографиями Эйнштейна, Эдисона, Циолковского, Менделеева, Била Гейтса, Стива Джобса, Черчилля и Трампа, которые в детстве были лоботрясами и недотёпами, доставляя массу хлопот родителям и учителям. В пользу этого предположения приводятся также биографии знакомых-отличников, гораздо менее удачливых в бизнесе или в продвижении по карьерной лестнице, чем их сверстники, обучавшиеся посредственно.
Оппоненты такого подхода, наоборот, рекламируют успехи отличников: Моцарта, Паскаля, Ломоносова, Планка, Теслы, Марии Кюри, Софьи Ковалевской и красочно иллюстрируют неудачи двоечников и троечников, часто пополняющих ряды маргиналов.
Научные факты
На самом деле, по статистике, среди успешных людей преобладают хорошисты, которых больше половины. И не удивительно, ведь школьная программа изначально ориентируется на восприятие большинством среди учащихся – с приложением определённых усилий, на которые это самое большинство идёт, само собой, неохотно, постигая знания не в полной мере и получая четвёрки.
Но самое главное: как среди преуспевающего, так и среди бедствующего взрослого населения России, почти одинаковое количество отличников, хорошистов, троечников и двоечников! Причём, их пропорциональное соотношение примерно соответствует характерному для наблюдаемого в настоящий момент распределения школьников. Стало быть, удача в жизни не так уж и зависит от школьных отметок!
Это вполне объяснимо: освоив, плохо ли, хорошо ли, учёбную работу, молодой человек переходит на следующий жизненный этап, а там – на производстве, в бизнесе, в науке и искусстве, в политике – доминируют другие виды деятельности, которыми ему ещё предстоит овладеть.
Логично было бы предположить, что отличники, уже максимально эффективно овладевшие учебной деятельностью, будут обладать каким-никаким преимуществом и в дальнейшем. Однако статистическими данными это не подтверждается, и слабо успевавшие ученики оказываются такими же, или даже более успешными.
Но если достоинства отличников очевидны, то чем сильны двоечники и троечники? Где эти гадкие утята берут силы и средства для достижения целей? Нельзя ли путём концентрации этих сил помочь тем из них, кто так и не сможет преуспеть, ведь таких всё равно очень-очень много? Может быть, стоит составить своего рода инструкцию для таких утят, которая подскажет им дорогу в лебеди?
Причины отставания
Причины школьной неуспеваемости, если не вдаваться в детали, можно разделить на две основных группы: биологические и социальные. Они всегда переплетаются, взаимодействуя друг с другом, но первичным фактором, изначально задерживающим развитие ребёнка, является, как правило, биологический – это влияние разнообразных патологий беременности и родов, а также болезней раннего детского возраста, которые обуславливают поражения головного мозга. Конечно, известны случаи и чисто социальной природы отставания в развитии: например, дети-маугли, но такое случается крайне редко.
Поэтому двоечник и троечник в подавляющем большинстве случаев имеет проблемный анамнез, и влияние патологических факторов в наибольшей мере предопределяет проблемы обучения. В зависимости от места и масштабов поражения впоследствии проявляются речевые отклонения, трудности с чтением и письмом, проблемы с памятью или концентрацией внимания и прочие нарушения. Они и приводят к понижению успеваемости, задержке психического развития или даже к умственной отсталости.
На практике это проявляется в том, что ребёнок не может полностью понять материал урока, поскольку из его восприятия выпадает тот или иной объём данных. Соответственно, ученик вынужден восполнять их, своими силами, додумывая полученную информацию и компенсируя её недостаток за счёт интерполяции или даже экстраполяции.
Гадкие утята
Каждый раз при выполнении домашних заданий, самостоятельных и контрольных работ отстающие дети вынуждены как-то восполнять недостаток знаний и, что называется, заново изобретать велосипед. Чтобы получить правильный ответ, они анализируют, синтезируют, обобщают, проводят аналогии и применяют другие методы научного познания, пытаясь преодолеть информационные пробелы.
Понятное дело, на этом этапе их анализ примитивен, а аналогии неверны. Например, в младших классах такие неграмотные исследователи могут ответить, что семью семь – сорок семь (ведь, пятью пять – двадцать пять, а шестью шесть – тридцать шесть), в старшей школе они будут сокращать многочлены, находящиеся в числителе и знаменателе, не раскладывая их на множители, и смело доказывать теоремы неизвестными науке способами. Патологическим проявлением такого квазитворчества можно считать переход к более простому и заведомо неадекватному способу выполнения заданий, характерный для умственно отсталых школьников.
Подобное стремление к интерполяции и экстраполяции знаний в целях компенсации дефектного восприятия и недостатков мышления характерно для всех предметов и происходят изо дня в день, все школьные годы, что не может не сказаться на образе мысли, который адаптируется к работе с недостатком информации, то есть приобретает исследовательский характер. И если в школе такой склад мышления только увеличивает количество двоек, то во взрослой жизни, несмотря на неизбежные ошибки, он приводит, в конечном счёте, к решению конкретных творческих, научных, производственных и других задач, требующих креативных подходов.
Следовательно, в общем случае, чем тяжелее изначальный дефект, тем выше креативность, и наиболее творческими оказываются самые страдающие – двоечники с троечниками. Они стремятся всем своим естеством учиться не хуже других, легко справляться со сложными заданиями, как это получается у лучших учеников, и получить всеобщее признание и уважение, чего им очень не хватает и что роднит их с Гадким Утёнком. Как и ему, отстающим детям сегодня очень тяжело, но завтра, при наличии мотивации и волевых усилий, они смогут с высоты птичьего полёта посмотреть на тех, кто ещё недавно смеялся над их неудачами.
Идеальные утята
Разумеется, никаких однозначных диагнозов и разграничений между большинством школьников нет: часть хорошистов – это напрягающиеся изо всех сил троечники, а значительная часть троечников – ленивые хорошисты. Но типичный отличник существенно выделяется, поскольку является счастливым обладателем идеально здорового мозга и благоприятной социальной ситуации, а потому не испытывает трудностей с усвоением школьного материала. Он с лёгкостью выполняет задания, и его главной особенностью становится исполнительность.
Это отнюдь не значит, что бывший отличник, повзрослев, не способен к творчеству, но он, как правило, творит иначе, приближаясь к новому постепенно, шаг за шагом, всегда опираясь на надёжную проверенную неоднократно базу – по крайней мере, на первых этапах своего творчества, пока не выработается эвристическое мышление. Бывший же двоечник, троечник или трудяга-хорошист, уже на протяжении 10-20 лет нарабатывающий творческие подходы, всегда будет смелее стремиться к прорывам и парадоксальным решениям, несмотря на возможные ошибки и неудачи.
Самым известным примером различия подходов отличника и троечника в науке является взаимодействие Макса Планка и Альберта Эйнштейна. Планк в школе был блестящим отличником, прилежным и исполнительным, Эйнштейн, напротив, нередко проваливал экзамены и закончил с тройками. И если Планк, обосновав квант действия (постоянная Планка), уже, по сути, создал квантовую физику, но из осторожности не спешил идти дальше и отменять устаревшие представления, то Эйнштейн, не задумываясь, пошёл на это в своих работах, обеспечив всеобщее признание квантовой теории.
Почти волшебное превращение
Вместе с дефектом развития ребёнок получает ресурсы для его компенсации, что и является главным спасением отстающих детей. На практике этот ресурс заключается, с одной стороны, в стремлении быть таким же, как все, понимать всё сразу и не отставать от других. И чем больше проблем, тем сильнее стремление – оно и заставляет абсолютное большинство наших утят учиться, хотя положительных эмоций они от этого процесса, зачастую, почти не испытывают.
С другой стороны, возможности для развития открывают рост мозга и постоянная реконструкция его нейронной структуры. Как выяснилось в последние десятилетия, нейроны головного мозга не просто восстанавливаются, но и постоянно обновляются, а тренировку мозга можно сравнивать с тренировкой мышц: систематическая мыслительная нагрузка улучшает процессы мышления.
Таким образом, стремление стать нормальным заставляет отстающих детей продолжать обучение, несмотря ни на что, а созревание мозга под высокой нагрузкой приводит к постепенному преодолению дефекта. Так что инструкция для гадкого утёнка выглядит весьма просто и знакомо: учиться, учиться и ещё раз учиться!
Единственное, чем могут помочь родители и педагоги, на этом пути – не дать утёнку остановиться, сложить крылья и погибнуть. Даже Эйнштейну не раз понадобились помощь и поддержка, пока он не преодолел преграды общего образования.
Повелитель мира
Наибольшее количество препятствий для обучения в школе сегодня у двоечников, которые не могут просто перейти из девятого класса в десятый или из десятого в одиннадцатый, не аттестовавшись хотя бы на тройку. Вместе с тем, если эти, самые слабые, утята всё-таки не бросают учёбу, получают среднее, а за ним, возможно, и высшее, образование, препятствия отступают и перед ними, о чём красноречиво свидетельствует приведённая выше статистика: большинство двоечников всё-таки добиваются успеха на жизненном пути.
Но главное, рано или поздно в процессе преодоления сложностей наступает момент, когда бывшие двоечники уже могут воспринимать и анализировать информацию не хуже, чем большинство других людей. При этом их работоспособность оказывается гораздо выше, поскольку во время учёбы их мозг был вынужден работать дольше и напряжённее, а эвристическое, творческое мышление стало для них нормой. В этот момент гадкий утёнок и понимает, что он на самом деле – лебедь, а большинство тех, кто над ним смеялся, вообще никогда не смогут летать и живут в маленьком скучном мирке птичьего двора.
Остановить развитие такой творческой личности уже невозможно, поскольку бывший гадкий утёнок всегда будет стремиться созидать, меняя мир и себя в нём, повторяя раз за разом свой первоначальный успех. Тем самым, бывший двоечник становится повелителем своей судьбы и подчиняет себе окружающую действительность, на которую он смотрит отныне исключительно с высоты птичьего полёта.
Заключение
Конечно, синдром гадкого утёнка наиболее ярко проявляется именно у двоечников, так как, чем ближе ребёнок к условной норме, тем незаметнее его отставание и тем менее контрастно происходит описанное выше превращение, которое, чаще всего, даже не осознаётся. Но абсолютное большинство людей – согласно приведённой статистике, около 90 % – развиваются именно по схеме гадкого утёнка, они в той или иной мере сталкиваются с трудностями обучения в школьном возрасте, становясь сильнее на пути их преодоления. Следовательно, важнейшей задачей образовательной системы, педагогов и родителей является создание и сохранение высокой мотивации обучения у не вполне справляющихся со школьной программой учеников и, прежде всего, у отстающих детей.
В то же время, отличников, составляющих остальные 10 % населения, нельзя считать одарёнными только на основании их высоких способностей к усвоению школьной программы. Принимая во внимание костную ментальность, возникающую при полном усвоении всех школьных шаблонов, следует целенаправленно формировать у них эвристическое мышление, регулярно заставляя выполнять задания в условиях недостатка информации, тем самым помещая их в положение двоечников. Вероятно, альтернативным путём воспитания креативных навыков может быть привлечение отличников, по возможности на самых ранних этапах обучения, к реальному научному или художественному творчеству, с применением к его результатам полноценной, "взрослой", системы оценивания.