Найти тему
Cinema Critique: всё о кино

«Меланхолия» Ларса фон Триера –– один из лучших фильмов 2010-х

Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что Ларс фон Триер — главный режиссер европейского авторского кино 2000-2010-х. Но это не всегда казалось чем-то самоочевидным. После одного из лучших своих фильмов, «Догвилля» (2003), у режиссера наступил затяжной кризис. Провоцировать фестивальную публику не удавалось, как и выйти на более широкую аудиторию. Никто не обратил внимания на эксперимент «Пять препятствий», спорный «Мандерлей» в лучшем случае называли «бледной копией Догвилля», а комедия «Самый главный босс» (кстати, единственная его полнометражная работа, снятая на датском языке) заинтересовала только самых преданных поклонников режиссера, да и те восприняли ее как курьез.

Попав в психиатрическую лечебницу с тяжелой депрессией, Триер подумывал вообще порвать с кино, но на выходе из клиники в терапевтических целях начал писать сценарий «Антихриста». Вышедшая в 2009-м предельно провокационная мелодрама взорвала профильную прессу, многих взбесила, у некоторых вызвала восхищение, а с годами обросла определенным культом среди любителей «чего пожестче». Это трудно назвать успехом, но о Триере снова вспомнили.

И вот весна 2011-го. В Каннах выходит его новый фильм. На злополучной пресс-конференции режиссер на потеху публике хохмит про свое отношение к Гитлеру и евреям, после чего на него самого и на фестиваль обрушился шквал критики, что привело к временному запрету Триера посещать Канны (что он обыграет только себе в пользу, став не просто популярным режиссером, но и ходячим мемом). Сейчас кажется, что это была заранее спланированная акция, совершенно в духе режиссера, для которого контекст, сопутствующий выходу фильма, является неотъемлемой частью произведения.

Случилось невозможное: фильм перерос тот скандал и остался в истории не только в качестве курьеза. Неплохо пройдя в прокате, став огромным хитом на видеоносителях и, пожалуй, самым (возможно, единственным) «народным» фильмом Триера. Что еще удивительнее — картину радушно встретила и критика, единогласно назвавшая ее одной из лучших работ постановщика.

Эффектно придуманная и тонко сыгранная мелодрама о двух сестрах (грандиозные актерские работы Кирстен Данст и Шарлотты Генсбур; первая и вовсе сыграла лучшую роль за всю свою карьеру), по-разному переживающих крах мира, стала настоящей классикой. Это прекрасный пример того, как психологическая (даже психиатрическая — этот фильм очень высоко ценится психологами, психотерапевтами и психиатрами) достоверность может уживаться с совершенно абсурдным сюжетом. Непредставимое событие переживается героями так, что невольно задумываешься: а как бы ты сам вел себя на их месте? Иногда полезно заняться подобными размышлениями, никогда ведь доподлинно не знаешь, что день грядущий готовит.

Больше текстов о кино в нашем телеграм-канале:

Cinema Critique