Найти в Дзене
История живописи

"Безобразный" портрет Иды Рубинштейн, за который так сильно критиковали Серова

Ида Рубинштейн была приглашена на роль Клеопатры в труппу Сергея Дягилева и принимала участие в первых Русских сезонах в Париже, проходивших в 1909-1911 годах. Именно Дягилев и заказал известному портретисту Валентину Серову афишу с изображением актрисы и танцовщицы. Там, в Париже Серов и увидит ее на сцене и будет под большим впечатлением: "Увидеть Иду Рубинштейн – это этап в жизни, ибо по этой женщине дается нам особая возможность судить, что такое вообще лицо человека…" Ее актерские способности специалисты оценивали в основном невысоко, но как писал о ней художник и оформитель сцен Лев Бакст (который и познакомит ее с Серовым): "Это существо мифическое… Как похожа она на тюльпан, дерзкий и ослепительный. Сама гордыня и сеет вокруг себя гордыню". Вполне очевидно, что уверенности в себе ей было явно не занимать, и она каким-то магическим образом завораживала публику. Так случилось и с известным русским портретистом - как утверждал его биограф Игорь Грабарь "Серов был до такой степени

Ида Рубинштейн была приглашена на роль Клеопатры в труппу Сергея Дягилева и принимала участие в первых Русских сезонах в Париже, проходивших в 1909-1911 годах. Именно Дягилев и заказал известному портретисту Валентину Серову афишу с изображением актрисы и танцовщицы. Там, в Париже Серов и увидит ее на сцене и будет под большим впечатлением: "Увидеть Иду Рубинштейн  это этап в жизни, ибо по этой женщине дается нам особая возможность судить, что такое вообще лицо человека…"

"Ида Рубинштейн", Л.С. Бакст, 1917. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
"Ида Рубинштейн", Л.С. Бакст, 1917. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Ее актерские способности специалисты оценивали в основном невысоко, но как писал о ней художник и оформитель сцен Лев Бакст (который и познакомит ее с Серовым): "Это существо мифическое… Как похожа она на тюльпан, дерзкий и ослепительный. Сама гордыня и сеет вокруг себя гордыню". Вполне очевидно, что уверенности в себе ей было явно не занимать, и она каким-то магическим образом завораживала публику. Так случилось и с известным русским портретистом - как утверждал его биограф Игорь Грабарь "Серов был до такой степени увлечен ею, что решил во что бы то ни стало писать ее портрет".

"Портрет Иды Рубинштейн", В.А. Серов, 1910. Частная коллекция.
"Портрет Иды Рубинштейн", В.А. Серов, 1910. Частная коллекция.

Писать его Серов будет в бывшем домовом монастыре, который давно уже служил своеобразной студией для парижских художников. Причем, как утверждают историки и его биографы, сам он во время работы одевал на себя специально купленную под эту работу грубую холщовую блузу. По словам самого художника, чтобы "усмирить плоть". Объясняется это, очевидно, ярко выраженной сексуальностью актрисы - так, в одной из постановок, она в конце танца скидывала с себя весь шикарный наряд и оставалась в одних бусах. В те времена это было достаточно смело.

"Танцовщица Ида Рубинштейн. Эскиз портрета", В.А. Серов, 1910. Третьяковская галерея.
"Танцовщица Ида Рубинштейн. Эскиз портрета", В.А. Серов, 1910. Третьяковская галерея.

Обычно сдержанный на эмоции, Серов восхищался актрисой, называя ее Венерой XX века и описывая ее так: "Монументальность есть в каждом ее движении – это просто оживший архаический барельеф!". Художник усадил свою модель в подчеркнуто вычурной позе, хотя чаще всего так не делал. Но в этом портрете вообще будет много необычного для Серова: неестественная мертвая палитра красок и плоскость изображения, усиленная одинаковыми тонами и для тела артистки, и для стены за ней.

На мой взгляд, образно и живописно (как и подобает писателю) о портрете высказался Валентин Пикуль: "Худощавое стальное тело, странно напоминающее кузнечика. Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние!".

"Портрет Иды Рубинштейн", В.А. Серов, 1910. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Портрет Иды Рубинштейн", В.А. Серов, 1910. Русский музей, Санкт-Петербург.

Публика, конечно, была шокирована, ибо таких работ портретиста она еще не видела. Ведь он исказил линии фигуры, сделав все изображение плоским, придав этим сходство с древними фресками. Линии рук и ног являются неестественно прямыми, с заостренными углами. Во время работы над портретом, Серов был явно под влиянием непривычного для него живописного стиля - модерна. Видимо, поэтому представители "старой школы" в целом эту работу не приняли. Так, Суриков назвал этот портрет "просто безобразием", а учитель Серова, великий мастер Илья Репин назвал изображенную актрису "гальванизированным трупом".

Однако, были и те, кто картину принял восторженно. Так журналист и поэт Сергей Мамонтов писал: "По первому впечатлению картина кажется бесцветной и плоской, похожей даже на рекламный плакат. Но, по мере того, как вы в нее вглядываетесь, вас охватывает сначала удивление перед великим мастерством художника, а затем и то очарование, которое исходит от всякого гениального творения".

Сам Серов, видимо, был к такой реакции публики готов: "Вот какие бывают скандалы. И я рад, ибо в душе - скандалист, - да и на деле, впрочем". Менее чем через год после написания этого скандального портрета Серов внезапно скончается, и после этого уже начнут говорить о "таланте, опередившем свое время". Искусствовед Сарабьянов впоследствии напишет: "Здесь стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве".

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #картины #искусство #серов #портрет #рубинштейн #искусствоведение #культурология #русская живопись