В одной из своих публикаций "Алтарь и Алатырь: как связана кровь жертвы с Пуповиной Земли?" я подробно разбирал связь между Великой подводной Стеной (Алтырем) и Иудейским Храмом (Алтырем). Вот уж, воистину - если Великая подводная Стена есть пуповина Земли, то Храмовая гора суть пуп Земли. Мы говорили об истории этого места (Храмовой горы), и о планах иудеев по строительству Третьего Храма, и о пророческой значимости этого восстановления. В этом новом небольшом цикле, посвященном Храмовой горе, я хочу коснуться некоторых деталей, которые менее известны, но которые оттого играют не менее важную роль в развитии текущих событий. И где бы в мире ни возникали горячие точки, самой горячей точкой является - и однажды это проявится - Иерусалим и в особенности Храмовая гора - Пуп Земли. Представлю немного истории.
В Йом-Кипур 5728 года, или 1967 года нашей эры, произошло событие, подобного которому не было много сотен лет. Группа из 10 человек во главе с раввином Менахемом Хакоэном — старшим помощником главного раввина ЦАХАЛа Шломо Горена — поднялась на Храмовую гору в 11 часов утра накануне Йом-Киппур и разбила там лагерь.
В небольшом здании недалеко от мечети Аль-Акса и ворот Муграби были разложены матрацы со спальными мешками, и группа мужчин молилась, спала и снова молилась в самый святой день в году по еврейскому календарю на самом святом в мире месте для еврейского народа.
В течение сотен лет, по крайней мере, с эпохи османского владычества над Иерусалимом, доступ евреев к Храмовой горе и молитвы на ней были запрещены, но, по словам Хакоэна, в тот Йом-Кипур он провел полную службу Йом-Киппур на Храмовой горе. И когда святой день завершился, он затрубил в шофар на вершине горы.
Для любителей Толкиена, коим и я сам являюсь, скажу, что это было то событие, которое сам Толкиен удивительным образом предсказал в своей книге "Хоббит", в образе возвращения горстки гномов на свою гору. И это их прибытие и кладет начало череде тех грандиозных событий во всем мире, в которые Толкиен вложил свое (в целом удивительно верное!) понимание Апокалипсиса.
Кто такие гномы на самом деле?
Напомню, что повесть Толкиена «Хоббит, или Туда и Обратно» - своеобразная предыстория саги «Властелин колец». В центре Библии находится история израильского народа, и история их Царства и Храма, разрушенного римлянами (красный дракон) в 70-ом году н.э. Так и в центр «Хоббита» Толкиен поставил историю гномов и их царства.
В образе потерявших свое царство, свою гору и рассеянных по свету гномов Толкиен представляет нам ни кого иначе, как иудеев, рассеянных по свету "римским драконом" в 70-ом году н.э. И создатели фильма «Хоббит» очень даже поняли эту идею автора.
И, действительно, не надо даже быть богословом, чтобы понять – при внимательном чтении - куда клонит автор, и какие исторические образы кроются за его сказочными персонажами. Но я – богослов – и я немного уже рассказывал вам о том, какие автор (Толкиен) ассоциативные игры играет со своими читателями - вами и мной - посредством гномов.
Гномы у Толкиена говорят на своем языке, который хранят от других, и который становится как бы священным языком. Толкиен, интересным образом, никогда не цитирует звучание этого священного языка – за исключением одного случая. Во время осады Горнбурга Гимли прокричал несколько слов на этом языке: «Барук Казад! Казад аи-мену!» - «Топоры гномов! Гномы [идут] на вас!» В звучании этого языка нетрудно узнать язык еврейский, арамейский.
«Барук Казад! Казад аи-мену!» - восклицал Гимли. «Барух ата адонай элохейну!» - созвучно восклицают миллиона ортодоксальных иудеев сегодня, славя Бога (барух – благословен).
Пророчество Толкиена
Удивительно, что Толкиен закончил своего "Хоббита" за одиннадцать лет до того времени, когда в 1948-ом году было образовано государство Израиль, и за тридцать лет до того, как иудеи возьмут контроль над Старым городом и поднимутся на Гору. В 1937-ом году, когда вышло первое издание хоббита, даже речи не шло о возвращении иудеев на историческую родину, а подняться для иудея на гору означало одно - смерть.
И вот, приходит время, и иудеи (как и гномы) решают вернуться из рассеяния и получить назад свою гору, несметные сокровища и камень Аркенстон - Храм. Это удивительное прозрение Толкиена, на которое мало кто обращает внимание. Но Толкиен не только "предсказывает" возвращение иудеев на свою гору - Иерусалим. Он еще указывает - к череде каких событий приведет это возвращение. Будет разбужен дракон. Соберутся на войну все народы. Произойдет - Армагеддон.
Но об этом я писал уже прежде. А теперь позвольте от удивительных библейских озарений Толкиена перейти к реальной историей - которая разворачивается прямо по-Толкиену.
Эта служба Йом-Кипур в 1967-ом году была первой за многие столетия и последней на полстолетия еврейской молитвой, которая проводилась на Храмовой горе, поскольку министр обороны Моше Даян создал «статус-кво», согласно которому исламский религиозный фонд Вакф управляет этим местом - как условие сохранения мира с арабским миром.
Иудеям запрещено было подниматься на Гору по интересным причинам, которые, можно сказать, сдерживали их. Так как на Горе когда-то стоял Храм, то это местность является священной, и вход в нее возможен ТОЛЬКО после специального ритуала очищения, требующего пепла красной телицы. Красные телицы давно исчезли, и уже в силу этого для иудея находиться на горе считалось незаконно.
Около 300 раввинов подписали письмо в поддержку запрета, и у входа на Храмовую гору для иудеев была установлена табличка, в которой говорилось, что еврейский закон запрещает вход евреев на это место, и этот закон остается в силе.
Но сегодня ситуация резко изменилась. Во-первых, раввины инвестировали в телицу, модифицировали ее генно, и теперь в их распоряжении целые фермы красных телиц - своего рода священные коровы, которые выращиваются для одной единственной цели - чтобы их превратили в пепел. Который потом будет смешан с водой, и этой водой можно будет опрыскать иудея, и иудей сможет подняться на Гору.
Но телица - это только часть большой проблемы. Дело в том, что для того, чтобы принести ту же красную телицу в жертву - нужны священники и нужен Храм. Ни того, ни другого у иудеев сегодня нет. Но к тому, и к другому они усиленно готовятся. Создан институт священства, обученного всем тонкостям левитской науки жертвоприношения. Не хватает лишь Храма.
Но интерес к Храму и к Храмовой горе растет как на дрожжах. Несмотря на ритуальные запрещения, число еврейских посетителей - особенно ортодоксальных иудеев - этого места резко увеличилось за последние пять лет, и еврейская молитва вернулась на Храмовую гору, о чем впервые сообщила The Jerusalem Post в 2019 году.
По словам Элишамы Сандман, председателя организации Йера’э, которая поощряет посещение этого места евреями, в 2016 году совершили восхождение около 13 800 евреев; но к 2019 году, последнему полному году перед пандемией, это число выросло до чуть более 30 000, то есть почти на 120%.
Все чаще посещение Храмовой горы выходит за пределы религиозно-сионистского секторе и выносится в широкое общество. Этот повышенный поток посетителей-евреев вместе с благоприятной политикой в отношении таких посетителей, проводимой бывшим министром общественной безопасности и нынешним послом Израиля в ООН Гиладом Эрданом, привел к тому, что раньше считалось немыслимым и невозможным, — еврейской молитве на Храмовой горе.
В иудаизме Храмовая гора имеет исключительную святость и религиозное значение, в то время как для многих евреев она занимает центральное место в их национальном сознании. Толкиен в своем "Хоббите" выразил это через камень Аркенстон, который был прекрасен, но стал прелестью для гномов - свел их с ума от гордости.
Интересно, что маленький хоббит не позволил гномам - ради их же блага - найти тогда этот камень. Потому что он прекрасно понимал, что они от этого окончательно обезумеют, проникнутся гордостью и разрушат самих себя и других вокруг них. А Билбо хоть и не был гномом, а успел привязаться к ним за время своих приключений, полюбить...
Но иудеи до сих пор упорно ищут свой Камень - точнее, возможности восстановления Храма на Храмовой горе, на том месте, где в древности располагались Первый и Второй Храмы; где, согласно Библии, Авраам связал Исаака, а Иакову приснилась лестница, достигающая неба; это место, согласно Талмуду, является пуповиной мира.
Но это также аль-Харам аш-Шариф, Благородное святилище для мусульман, откуда, согласно исламской традиции, Мухаммед молился и вознесся на небеса на месте, на котором была построена мечеть аль-Акса, ныне считающаяся одной из самых святых мест в Исламе. А святилище Купол Скалы, другое исламское место на Храмовой горе, расположено на Камне основания, расположенном, как считают, в самом сердце прежнего храма иудейского.
Храмовая гора, таким образом, сделалась самой чувствительной точкой на карте мира - и остается ею. В 1990-е годы после соглашений Осло и израильско-иорданского мирного договора 1994 года, Израиль, во избежание конфликта с Арабским миром, признал «особую роль» Иордании в хранении мусульманских святынь в Иерусалиме. Король Иордании на сегодняшний день признанно владеет всеми правами на Храмовую гору и является обладателем древнего "Ключа от Горы". Как тут опять не вспомнить Толкиена? И ключ от Горы, хранителем которого был сам Гендальф?
Но время не позволяет нам задерживаться на этой исторической точке. В последующей публикации надеюсь продолжить эту историю Горы - до ее нынешнего состояния.