Качественное обслуживание и своевременные ремонтные работы позволяют существенно продлить срок эксплуатации резиновых лодок. На просторах всемирной паутины можно найти подробные инструкции о том, как осуществляется ремонт проколов, разрывов и других повреждений.
Большинство манипуляций при наличии необходимых материалов, ремкомплектов и соответствующих навыков выполняются самостоятельно в домашних условиях.
Как выявить дефект?
Если лодка спускает воздух, то изначально необходимо определить место повреждения. В подобных ситуациях потребуется полностью накачать изделие, создав достаточное для выявления прокола или разрыва давление. Не менее эффективным будет поместить лодку в воду.
Поврежденные места обнаружат себя образованием характерных пузырьков. Если таковых не выявлено в обычном положении, то необходимо перевернуть лодку, поскольку проколы могут находиться на верхней части баллонов. Обнаруженные дефекты обводят влагостойким маркером или обозначают любым другим способом.
После того как все повреждения будут найдены, следует позаботиться о наличии всего необходимого для устранения дефектов. Стоит отметить, что вопрос восстановления плавучести резиновых лодок, особенно с учетом стоимости новых изделий, актуален для многих их владельцев, в связи с чем постоянно появляются новые идеи. Так, к примеру, в сети можно найти инструкции, в соответствии с которыми старые лодки реанимируют путем заполнения баллонов монтажной пеной.
Для проведения всех ремонтных работ требуется подготовить:
- заплатки, выполненные из такого же материала, что и сама лодка;
- клейкая лента для проклейки швов;
- наждачная бумага мелкой зернистости;
- специальный клей и чистая кисть для его нанесения;
- любое эффективное средство для качественного обезжиривания поверхностей;
- влагостойкий маркер;
- линейка и ножницы;
- запчасти для клапана, если речь идет о его ремонте и замене;
- валик для прокатки склеиваемых поверхностей.
Особое внимание уделяется выбору клея, от которого будет зависеть качество всех выполненных работ. Однозначно ответить на вопрос, какой самый лучший клей, сейчас достаточно сложно. На рынке представлен более чем широкий ассортимент соответствующих товаров, включая различные типы герметика. При выборе клея рекомендуется учитывать следующие моменты:
- слишком дешевые варианты лучше игнорировать;
- цианакрилатный клей (суперклей) не является оптимальным выбором;
- одним из ключевых критериев является термостойкость;
- специальный клей будет более подходящим, по сравнению с универсальным;
- прочность обратно пропорциональна липкости клея.
Как показывает практика, оптимальный вариант – это резиновый клей, входящий в комплект поставки самой лодки. Также опытные владельцы и специалисты рекомендуют использовать клей «Радикал» черного цвета, позволяющий отремонтировать практически любые повреждения и качественно проклеить швы.
Учитывая специфику эксплуатации описываемых изделий, при попытках восстановить старую лодку можно столкнуться с целым рядом повреждений. В их перечень входят:
- проколы, причиной которых могу стать различные механические воздействия;
- порезы и разрывы, являющиеся чаще всего последствиями использования лодки новичками, а также эксплуатации плавсредства на незнакомых водоемах;
- повреждения обычного и надувного дна;
- выход из строя клапанов.
Многие владельцы для того, чтобы починить лодку, успешно используют так называемые жидкие латки. Подобный подход к ремонту успел зарекомендовать себя с исключительно положительной стороны. При этом стоит выделить следующие явные преимущества латки ПВХ, которая эффективно склеит любые поврежденные поверхности:
- максимально быстрое застывание;
- глубокое проникновение (латка буквально сливается со слоями ПВХ);
- обеспечение повышенной надежности образуемых соединений;
- устойчивость к влажности и воздействию ультрафиолета;
- отсутствие негативного воздействия на материал лодки;
- сохранение свойств независимо от температурного режима. Помимо всего перечисленного, необходимо учитывать, что жидкая латка выполнена из того же материала, что и сами резиновые лодки. Она отличается повышенной устойчивостью к механическим воздействиям. В итоге проколы, порезы, разрывы и микротрещины получится устранять с максимальной эффективностью и при минимальных временных затратах.
Проколы
Как уже было отмечено, любой ремонт надувной лодки необходимо начинать с осмотра. При выявлении таких незначительных дефектов, как проколы, которые можно заклеить своими руками, требуется выполнить следующие действия:
- с помощью линейки определяется размер латки;
- вырезанная заплатка прикладывается к поврежденному месту и обводится по контуру;
- наждачной бумагой зачищаются обе поверхности;
- обработанные элементы тщательно очищаются от пыли и обезжириваются;
- осуществляется непосредственно само склеивание.
На сегодня доступны два варианта склеивания резиновых элементов – это холодный и горячий. Последний предусматривает следующие манипуляции:
- на ремонтируемое место и заплатку кистью наносится клей;
- через 15-20 минут наносится второй слой;
- после 10-15 минут клей разогревается до температуры 50-60 градусов;
- поверхности соединяются и сильно прижимаются друг к другу;
- воздух удаляется прокатыванием склеиваемых элементов валиком;
- склеиваемое место зажимается струбциной или же придавливается тяжелым предметом на 24 часа.
Холодное склеивание от описанного горячего отличается только отсутствием нагревания поверхностей. В остальном действия будут идентичными. Данный вариант актуален в тех случаях, когда нет возможности осуществить разогрев латки и поверхности лодки.
Разрывы?
- Как и в ситуации с проколами, разрывы баллонов и днища ремонтируются путем наложения латок, имеющих круглую или же овальную форму. Если повреждение вытянутое, то используемая заплатка должна повторять его конфигурацию. При этом в обязательном порядке ее углы должны быть закругленными, что позволяет минимизировать риск отрывания в процессе эксплуатации лодки. Латка перекрывает разрыв минимум на 25-30 мм с каждой стороны.
В процессе ремонта разрывов рекомендуется применять материалы, включенные в ЗИП или идентичные тем, из которых изготовлено само изделие. При наложении больших латок важно следить за тем, чтобы продольные и поперченные нити тканевой основы материала самого изделия и латки совпали. С целью максимального улучшения склеивания обе поверхности тщательно зачищаются наждачкой крупной зернистости и обезжиривают.
На завершающем этапе непосредственно перед нанесением клея латку и поврежденный участок лодки следует полностью просушить. В дальнейшем желательно избегать прикосновений к поверхностям.Клей наносится равномерным слоем на оба элемента при помощи чистой кисточки.
Одним из самых трудоемких и достаточно сложных типов работ является ремонт днища резиновой лодки. Нередко его приходится полностью переклеивать. Подобный процесс можно разделить на несколько основных этапов:
- баллоны в полном объеме наполняются воздухом, отмечается расположение лент;
- ленты снаружи и изнутри удаляются;
- размечается местоположение самого днища;
- удаляется днище;
- все поверхности аккуратно и качественно зачищаются и обезжириваются;
- лодка переворачивается днищем вверх;
- наклеивается лента по внутренней стороне, при этом клей наносят в два слоя с интервалом в 15-20 минут и только на половину размеченной ранее площади;
- лента приклеивается, начиная от носа лодки на 1/2 ширины.
Следующим шагом является приклеивание самого днища. Для упрощения работ можно сначала соединить поверхности на корме и носу, а потом перейти к бортам. Важно следить за тем, чтобы оставленная часть ленты также приклеивалась к полотну дна. На завершающем этапе наклеивают наружную, защитную ленту.
Замена клапана
Данная деталь является обязательной и незаменимой частью любой надувной лодки. К сожалению, часто клапан пропускает воздух, и в таких ситуациях его требуется своевременно заменить. Некоторые предпочитают пользоваться услугами опытных специалистов, однако подобные работы вполне можно выполнить и своими силами.
В первую очередь необходимо выделить следующие типы клапанов.
- Воздушные, отличающиеся максимальной простой конструкции и принципа действия.
- Лепестковые, получившие название по своему внешнему виду. В процессе наполнения баллонов воздухом лепестки изгибаются вниз, а при стравливании – вверх.
- Резиновые, именуемые также заслонками. Отличаются сравнительно низкой стоимостью и чаще всего используются производителями бюджетных моделей.
Для выкручивания и затягивания клапана понадобится специальный ключ. При отсутствии подобного инструмента его можно в любой момент изготовить из пластиковой трубы соответствующего диаметра. Для демонтажа старого клапана потребуется:
- выпустить весь воздух из баллонов;
- рукой нащупать стакан (основу) клапана и зафиксировать его;
- установить ключ и осторожно проворачивать его по часовой стрелке.
Устанавливается новая деталь достаточно просто с использованием того же инструмента. Закручивать клапан необходимо плотно, но при этом не переусердствовать. В противном случае его можно повредить, а также при следующей замене возникнут проблемы с демонтажем. После установки рекомендуется проверить герметичность устройства.
Процесс ремонта любых надувных изделий имеет свои особенности. Добиться максимально качественной заклейки повреждений позволяет следование определенным правилам. Опытные владельцы лодок и специалисты советуют:
- особое внимание уделять предварительной обработке склеиваемых элементов, в частности обезжириванию с использованием соответствующих средств;
- большие трещины и разрывы необходимо перед ремонтом стянуть крепкими капроновыми нитками;
- применение некоторых из доступных типов клея предусматривает дополнительное просушивание, которое можно обеспечить при помощи обычного или же строительного фена;
- осуществлять ремонт следует в хорошо проветриваемом помещении или на улице;
- требуется учитывать такой фактор, как влажность воздуха, которая не должна превышать 60 процентов.
игнорирование перечисленных правил может привести к крайне негативным последствиям. Особое внимание следует уделять температуре воздуха и чистоте. Так, выполнение работ на солнце при температуре, превышающей 16 градусов, вряд ли обеспечит положительный результат. Важно помнить и том, что прикасаться грязными руками к уже обработанным поверхностям нельзя.