В июне произошло знаменательное событие — поставки сжиженного газа из США в ЕС обогнали поставки по трубе из России. И тут не столько конкурент нарастил мощь, сколько Россия сняла ногу с педали газа и сократила поставки в Европу.
Вообще, покупка СПГ — мера для Европы вынужденная и дорогая.
В США недавно произошёл пожар на заводе по сжижению газа, а их не так много. Это значительно увеличило цену СПГ. При росте цены Европе нужно ещё наращивать поставки, так как Россия из-за аварии на своём газопроводе более чем на 70% снизила прокачку газа по СП-1.
В итоге в Европе умеренные поставки газа по растущим ценам, и как следствие, прилив роста инфляции. На прошлой неделе Франция, Германия, Бельгия и ряд других стран опубликовали статистику по рекордной инфляции за 30-40 лет. Она ходит по региону в размере 9-10%. Так энергетический кризис истощает экономику ЕС, раскручивая инфляцию.
Также выходила статистика по странам ЕС в разрезе статей потребления населения.
Жители Европы стали больше тратить на еду и коммуналку. Некоторые лидеры государств стали просить население меньше пользоваться коммунальными благами, чтобы дефицит энергоресурсов не нарастал так стремительно.
Социальное напряжение растёт, и пока всё выглядит как развод Евросоюза со стороны России на снятие санкционного давления. Типа «ну пока мы под санкциями, газопровод не починим, потому что починить турбины только вы можете, и газ качать в нужных объёмах мы не можем». Многоходовочка.
Правда, не стоит обольщаться по этому поводу. Пока газ нормально из России не качается, в страну не приходят доходы в нужных объемах. У России сходится бюджет, и он исполняется, но это эффект хорошего финансового результата 2021 года вкупе со сверхдоходами от роста цен на энергоносители.
Экономика не живет одним днём, и эффект текущей ситуации от санкций и ресурсных многоходовочек Россия ощутит в 2023-2024 годах, когда выстроится новый финансовый результат страны.
Уже сейчас Минэк оценивает падение ВВП России на 4,3% по сравнению с прошлым годом.
Если бы такое падение случилось по итогам прошлого года, и Россия начала бы жить «в плюс» в новом, экономику уровня конца 2020 года мы догоняли бы 2-3 года.
Каким станет реальное падение под конец 2022, предсказать сложно. Если 10% — это лет 6-8 погони за неплохим 2020.