Найти в Дзене
Начальная Школа

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЁНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИКА Счёт: Ø считать до 100 единицами и десятками (10, 20, 30, 40...); Ø называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном по рядке (с 10 до 1); Ø соотносить заданное количество предметов с цифрой; Ø определять на слух пропущенное число, называть его; Ø определять предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой. Состав числа: Ø составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 – это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 10 состоит из 10 единиц; Ø для того чтобы ребёнок понимал, из каких цифр состоит данное число, он должен уметь раскладывать его на два меньших числа (для начала в пределах 10 и на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число. Например: число 8 состоит из 4 и 4 или из 3 и 5; и, наоборот, числа 5 и 5 составляют число 10; Ø определять недостающее составляющее число. Например, число 7 состоит из 4 и …? Ребёнок

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЁНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МАТЕМАТИКА

Счёт:

Ø считать до 100 единицами и десятками (10, 20, 30, 40...);

Ø называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном по рядке (с 10 до 1);

Ø соотносить заданное количество предметов с цифрой;

Ø определять на слух пропущенное число, называть его;

Ø определять предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой.

Состав числа:

Ø составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 – это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 10 состоит из 10 единиц;

Ø для того чтобы ребёнок понимал, из каких цифр состоит данное число, он должен уметь раскладывать его на два меньших числа (для начала в пределах 10 и на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число. Например: число 8 состоит из 4 и 4 или из 3 и 5; и, наоборот, числа 5 и 5 составляют число 10;

Ø определять недостающее составляющее число. Например, число 7 состоит из 4 и …? Ребёнок должен назвать число 3;

Ø хорошо, если ребёнок умеет составлять числа в пределах 20. А в пределах 100 ему достаточно будет уметь составлять числа десятками. Например: 60 состоит из шести десятков и т. д.

Сравнение чисел:

Ø сравнивать числа на наглядной основе и устно. Хорошо, если ребёнок умеет сравнивать как рядом стоящие, так и не рядом стоящие числа. Например, 6 больше 5, а 5 меньше 6; 2 меньше 8, а 8 больше 2;

Ø понимать разностное сравнение чисел. Например, 5 меньше 6 на один, а 6 больше 5 на один;

Ø хорошо, если ребёнок умеет получать равенство из неравенства или неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет. Например, 5 меньше 6: если к пяти предметам добавить ещё один, то будет по 6 предметов, т. е. поровну; 6 больше 5: если из 6 предметов убрать один, то станет по 5, т. е. поровну;

Ø к этому возрасту дети должны различать и понимать такие математические знаки, как больше (>), меньше (<), равно (=), уметь пользоваться ими.

Решение примеров:

Ø решать примеры на сложение и вычитание в пределах двадцати, а также в пределах сотни десятками. Хорошо, если ребёнок умеет производить вычисления в уме в пределах первого десятка, без опоры на наглядный материал. Более сложные примеры в пределах второго десятка ребёнок может решать с помощью счётных палочек или другого счётного материала;

Ø знать и уметь писать математические знаки «+», «–», «=»;

Ø различать и называть арифметические действия – «сложение» и «вычитание»;

Ø самостоятельно записывать примеры под диктовку взрослого.

Решение задач:

Ø составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание, а также записывать их решение и знать математические знаки «+», «–», «=»;

Ø хорошо, если дошкольник умеет выделять в задаче её составляющие: условие, вопрос, решение, ответ; понимает, что решить задачу нельзя, если отсутствует условие или вопрос.

Логические задачи:

Ø решать занимательные задачи с математическим смыслом. Одни задачи решаются с помощью
арифметических действий, другие – при помощи логических размышлений. Задачи на логическое мышление побуждают ребёнка мыслить, рассуждать, анализировать, устанавливать связи между явлениями.

Геометрия:

Ø различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб), рисовать их на листе бумаги, узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Например: солнце похоже на круг, книга – на прямоугольник, дорожный знак – на треугольник и т. п;

Ø хорошо, если дошкольник умеет составлять из двух фигур одну. Например: из двух–четырёх треугольников один многоугольник, из маленьких четырёхугольников один большой;

Ø различать геометрические тела, сравнивать их и находить отличия.
Понимать, что геометрические тела – это объёмные фигуры. Из объёмных фигур он должен различать шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед;

Ø знать прямые, кривые и ломаные линии;

Ø хорошо, если он умеет различать линию, отрезок и луч, прямой, тупой и острый углы; может показать вершину и стороны угла, измерить длину отрезка линейкой, начертить заданный отрезок, показать точку пересечения линий.

Ориентировка в пространстве:

Ø ориентироваться в пространстве, а также на тетрадном или альбомном листе. Ориентировка в пространстве включает в себя умение определять направление движения, двигаться в заданном направлении (вперёд-назад, вверх-вниз, направо-налево);

Ø обозначать словами положение предмета по отношению к себе (впереди меня – стол, позади меня – шкаф, справа от меня – дверь, слева – окно);

Ø хорошо, если ребёнок умеет определять положение различных предметов в пространстве, используя слова: «внизу», «вверху», «впереди», «сзади», «перед», «за», «между», «рядом»;

Ø на листе бумаги показывать правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний и левый нижний углы, середину листа;

Ø на листе бумаги в клетку, изображая различные предметы и фигуры, ребёнок должен понимать слова «левее», «правее», «выше», «ниже», «от», «до», «над», «под»;

Ø изображать фигуры на листе бумаги, срисовывая с образца или под диктовку (графический диктант: одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз и т. д.).

Ориентировка во времени:

Ø ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов;

Ø знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно – это все дни недели;

Ø хорошо, если малыш знает названия всех месяцев в году, при этом умеет называть их в правильном порядке;

Ø разделять все месяцы в году на зимние, весенние, летние и осенние, знать, что в каждом времени года по три месяца.

ЧТЕНИЕ И РЕЧЬ

-2

Ø чётко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;

Ø выделять определённый звук в слове интонацией;

Ø определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);

Ø определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);

Ø произносить слова по слогам с хлопками или притопами;

Ø называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);

Ø различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;

Ø знать разницу между гласными и согласными звуками;

Ø различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

Ø обобщать похожие предметы в группу одним словом (мебель, посуда, одежда);

Ø отвечать на вопросы и уметь их задавать;

Ø составлять рассказ по картинке;

Ø последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;

Ø понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;

Ø сказать несколько предложений о заданном предмете;

Ø составлять предложение из 3-5 предложенных слов;

Ø различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;

Ø заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения; отгадывать загадки.

Учите будущего школьника чётко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках.

Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п.

Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

ПИСЬМО

-3

Проведений линий:

Умение проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые) – один из показателей сформированности графических навыков у ребёнка дошкольника. Существуют различные виды заданий на проведение линий. Например, «Дорожки». Ребёнок должен провести линии, не выходя за контуры и не отрывая карандаша от бумаги.

Если ребёнок уверенно проводит различные линии, можно приступать к выполнению более сложных заданий, способствующих развитию мелкой моторики руки.

Раскрашивание картинок: – также одно из полезных упражнений. Раскрашивать нужно аккуратно, не выходя за контуры рисунков.

Выполнение штриховки:

Штриховка – одно из упражнений, готовящих ребёнка к овладению навыком письма. Штриховка – это проведение прямых параллельных, горизонтальных, вертикальных или наклонных линий, не выходящих за контур фигуры.

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь выполнять штриховку различными способами: в разных направлениях, прямыми, волнистыми, ломаными линиями.

Копирование рисунков:

Копирование рисунков развивает не только мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание малыша.

Предложите ребёнку сравнить между собой два рисунка и дорисовать на обоих недостающие детали, чтобы рисунки стали одинаковыми. Можно копировать фигурки по точкам. Ребёнок должен определить расположение линий в соответствии с точками и нарисовать рядом точно такие же.

Начинать копировать нужно с простых фигурок и рисунков, постепенно переходя к более сложным. Одно из полезных заданий – дорисовывание второй половины рисунка. Ребёнок должен нарисовать вторую половину так, чтобы она была точно такой же, как и первая.

Ориентировка на листе бумаги в клетку:

Перед поступлением в школу ребёнок должен уметь достаточно уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку

Для формирования этого умения существуют различные упражнения. Прописывание элементов и рисование узоров по клеточкам подготовит ребёнка к овладению навыком письма.

Срисовывание фигурок по клеточкам поможет развить зрительное восприятие, произвольное внимание и пространственное мышление дошкольника.

Хорошо, если малыш сможет без ошибок под диктовку взрослого нарисовать фигуру по клеточкам.

Графический диктант поможет проверить уровень развития слухового восприятия, произвольного внимания, а также мелкой моторики и координации движений руки ребёнка.

Ориентировка на листе бумаги в линейку:

Ребёнок дошкольного возраста должен уметь ориентироваться на листе бумаги в линейку.

Хорошо, если малыш умеет рисовать узоры и прописывать элементы букв по предложенному образцу, сначала обводя их по точкам, а затем самостоятельно. Обратите внимание на то, чтобы ребёнок не выходил за пределы строчек, старался писать красиво и аккуратно.

На начальном этапе предложите ребёнку рисовать и писать на широких линейках, затем можно перейти к прописыванию на более узких.

Умение рисовать и писать на бумаге в линейку – один из показателей готовности ребёнка к овладению навыком письма и развития мелкой моторики и координации движений руки.

ВСЕОБЩИЙ КРУГОЗОР

-4

Человек и общество:

Ø что обозначает понятие «семья». Понимать отношения между членами семьи (кто кем кому приходится), называть членов своей семьи;

Ø правила личной гигиены, уметь применять их;

Ø различные профессии и понимать, чем занимаются люди этих профессий. Знать, где и кем работают его родители;

Ø правила поведения в общественных местах (в гостях, в магазине, в поликлинике, транспорте и т. д.);

Ø об увлечениях других людей и уметь рассказывать о своих увлечениях;

Ø о службах помощи и личной безопасности дома и на улице.

Время:

Ø о сезонных изменениях в природе, о временах года и их признаках.

Ø названия месяцев года и каждого времени года;

Ø части суток (утро, день, вечер, ночь), различать и называть их;

Ø дни недели и их последовательность;

Ø понятие времени и уметь определять его по часам;

Ø свой распорядок дня, уметь рассказывать о своих занятиях в разное время суток;

Ø понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже»;

Ø понятие возраста людей, уметь различать, кто старше, а кто младше.

Растительный мир:

Ø хвойные и лиственные деревья;

Ø характерные признаки деревьев;

Ø отличия кустарников от деревьев;

Ø названия садовых и полевых цветов;

Ø названия комнатных растений;

Ø несколько видов злаков, овощей, фруктов и ягод;

Ø съедобные и несъедобные грибы;

Ø сезонные изменения в мире растений.

Животный мир:

Ø диких и домашних животных, называть признаки, которыми они отличаются;

Ø как нужно заботиться о домашних животных, помогать птицам и лесным зверям пережить холодное время;

Ø особенности поведения и внешнего вида животных разных климатических зон;

Ø перелётных и зимующих птиц, называть признаки, которыми они отличаются;

Ø несколько видов рыб и насекомых.

Неживая природа:

Ø о космосе, о звёздах и планетах, о Земле, Солнце и Луне;

Ø о континентах и океанах;

Ø отличия между понятиями река, озеро, море, океан;

Ø о существовании гор и равнин;

Ø природные явления, уметь различать их;

Ø о сезонных изменениях природы, знать их последовательность.

Предметы:

Ø обобщающие слова для группы предметов, уметь классифицировать их;

Ø как можно больше предметов определённой группы, называть их; неподходящий к группе предмет и объяснять, почему он не подходит к остальным;

Ø назначение различных предметов обихода.

ЛОГИКА И МЫШЛЕНИЕ

-5

Классификация:

Ø классифицировать предметы – относить их к определённой группе (одежда, мебель, растения и т. д.);

Ø называть группу предметов обобщающим понятием;

Ø выделять «лишний» предмет из группы предметов, объясняя, почему он не подходит к остальным;

Ø называть признак, объединяющий предметы («это всё белое», «это всё деревянное»);

Ø подбирать предметы к обобщающему понятию («малина, клубника, смородина – это ягоды»).

Сравнение:

Ø сравнивать предметы, выделяя их существенные признаки, сходства и различия. Задания на сравнение помогут оценить уровень произвольного внимания, зрительного восприятия и памяти ребёнка.

Умозаключение:

Ø ребёнок старшего дошкольного возраста может уже самостоятельно делать простые умозаключения. Один из видов умозаключения – умозаключение по аналогии. Ребёнку предлагается установить связь между предметами, а затем по аналогии подобрать к другому подходящий предмет (например, собака – шерсть, рыба – чешуя);

Ø очень полезное упражнение – решение логических задач. Если ребёнок самостоятельно способен решать несложные задачи, значит, логическое мышление у него развито на достаточном уровне.

Закономерности:

Ø устанавливать несложные закономерности.

Предложите ребёнку продолжить ряд рисунков, выбрав для этого подходящую фигуру, которая не нарушит данной закономерности. Малыш должен обязательно объяснить своё решение.

Одно из упражнений – установление последовательности действий или событий. Ребёнок должен рассказать, почему он расставил картинки в таком порядке. Хорошо, если малыш составит связный рассказ по картинкам, объединив их одним сюжетом. Если малыш хорошо умеет устанавливать закономерности, значит, логическое мышление у него развито на достаточном уровне.

Пространственное мышление:

Ø устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве.

Хорошо, если он умеет соотносить предметы по форме и размеру, подбирать детали или фрагменты, подходящие друг к другу или к предложенному образцу. Очень полезны для развития пространственного мышления игры с различными конструкторами, мозаикой, строительным материалом, а также пазлами и головоломками.

ВНИМАНИЕ

-6

Концентрация внимания– это способность ребёнка сосредоточиться на одном или нескольких объектах.

Концентрируя своё внимание, ребёнок пытается сосредоточиться на выполнении определённого задания, при этом объём его внимания сужается, и рассматриваемый объект представляется малышу более подробно, отчётливо и ярко.

Одним из индикаторов внимания являются задания, в которых ребёнок должен правильно расставить значки в фигурках или найти на картинке выделенные фрагменты. Следите за тем, чтобы малыш выполнял задания не отвлекаясь.

Распределение внимания– это способность ребёнка концентрироваться не на одном, а на двух или большем количестве различных объектов.

Это даёт малышу возможность одновременно совершать разные действия и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из поля зрения.

Хорошо, если ребёнок умеет распределять своё внимание, тогда при выполнении задания он достаточно быстро и последовательно сможет переключиться с одного объекта на другой. Во время выполнения задний малыш должен уметь концентрироваться на важном объекте, при этом не обращая внимания на несущественные.

Объём внимания– это способность сознания ребёнка охватывать одновременно большое количество отображаемых объектов в данный момент.

Сознание дошкольника может отображать одновременно от 5 до 7 объектов.

Объём внимания у ребёнка можно развивать на следующих заданиях: определение отдельно взятых предметов из общей группы или, наоборот, объединение в одну группу нескольких предметов. Также можно попросить малыша вспомнить сказку, спросить его, как она называется, о чём в ней говорится. Ребёнок таким образом может попробовать отобразить в своём сознании любое событие, которое с ним когда-то произошло, а потом детально рассказать об этом.

Переключение внимания– это способность ребёнка осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой, быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой.

Малыша важно научить быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой, так как детям делать это довольно сложно.

Потренироваться можно на сравнении двух картинок (на хождение сходств и различий); поиске определённого предмета среди множества других.

Самоконтроль – это сопоставление выполненного задания с требуемым образцом и способность оценить свой результат.

Ребёнок дошкольного возраста должен уметь контролировать процесс выполненной работы. Хорошо, если малыш после выполнения задания сможет оценить результат своей работы. Попросите его после выполнения задания проанализировать то, что у него получилось, – найти ошибки, если они есть, дать оценку выполненной работе. Следите за тем, чтобы оценка малыша была адекватной. Если ребёнок не заметил какие-либо свои ошибки, поправьте его. Подумайте вместе, как их можно исправить.

Восприятие – это способность воспринимать, различать и усваивать предметы и явления внешнего мира.

В старшем дошкольном возрасте дети хорошо различают цвет и форму предмета, называют геометрические фигуры, свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых вещах (тетрадь похожа на прямоугольник, яблоко – на шар, тумбочка – на куб и т. д.). По силуэту или незначительным деталям дети должны определять предмет, различать его величину, форму. Хорошо, если ребёнок умеет ориентироваться в пространстве: «Нужно дойти до угла, спуститься вниз, потом повернуть налево, затем повернуть направо»

ПАМЯТЬ

-7

Ø запоминать 8-10 картинок;

Ø запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней;

Ø запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 5 - 6);

Ø запоминать и повторять по памяти фразы, произнесённые 1 - 2 раза;

Ø пересказывать текста из 3-4 предложений;

Ø рассказывать по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.