Обычно я пишу достаточно оптимистичные статьи, но раз уж новостная лента подбрасывает негатив, то почему бы не поговорить и о нем тоже. Итак, сегодня у нас на повестке дня Калининградская область.
На всякий случай - я живу именно в Калининграде
Так что, если какому-то диванному эксперту захочется рассказать мне, как же НА САМОМ ДЕЛЕ обстоят дела у нас в области, он может сразу идти на несколько веселых букв. Это в качестве предисловия.
Так а в чем негатив-то?
Вчера вечером литовская железная дорога поставила нас в известность, что "согласно распоряжению Еврокомиссии" ограничивает транзитные поставки в Калининградскую область очень широкого спектра товаров. В списке присутствует цемент, стройматериалы, металл и некая "готовая продукция". Около 50% всего транзита, короче говоря.
Разумеется, все это нарушает как наши с Литвой долгосрочные соглашения, так и реальные санкции Еврокомиссии, которая специально внесла калининградские грузоперевозки в список исключений. Но какая кому разница, что там кто сейчас нарушает? После кражи 300 миллиардов долларов все остальные "договоренности" с Западом выглядят именно "договоренностями", а не договоренностями.
Наш губернатор уже пообещал засыпать ЕС вопросами и требованиями, но даже ежу понятно, что это не поможет. Литва вряд ли приняла бы такое решение самостоятельно, а раз уж оно было принято всем европейским сообществом, то отката назад точно не будет. Во всяком случае, не сейчас.
Здесь как в шахматной партии
Когда ты видишь в позиции своего противника слабость, ты должен выстраивать свою игру именно вокруг этой слабости. Собственно говоря, спустя три месяца тотальной экономической войны Запад перестал расстреливать себе ноги и наконец-то додумался до этого простейшего принципа. Они там откровенно тупые, но все же не до конца. К сожалению.
Почему именно сейчас?
Вчера я написал статью, в которой рассказывал, как Европа готовится встать перед РФ на колени. В целом за сутки ничего не изменилось - действия литовских железнодорожников полностью укладываются в общую логику ситуации и говорят о необходимости срочно повышать ставки.
ЕС не нужен долгий конфликт, ЕС боится, что он затянется до зимы, ЕС не хочет становиться на колени, ЕС пытается любой ценой склонить стороны к мирному договору и давит на РФ. Все это звенья одной цепи.
Вообще, действия европейских политиков достаточно хаотичны и какой-то продуманной стратегии в них пока не наблюдается, но нащупать одну из болезненных для РФ точек им все же удалось - окруженный странами НАТО эксклав в принципе является глобальной уязвимостью для нашей страны, а теперь против него началась крупная игра.
Насколько все это страшно для региона?
Скажем прямо - в результате литовского запрета у нас быстро загнется строительство. Думаю, на это уйдет от одного до трех месяцев, но локальные проблемы начнутся буквально завтра. Как минимум, резко взлетят цены на складские остатки, а это автоматически повлечет за собой снижение активности на строительном рынке.
Что произойдет дальше? Все верно, повышение безработицы за счет оказавшихся не у дел строителей. В этом, опять же, нет ничего хорошего.
Продовольствие, товары первой необходимости?
Как правило, все это доставляется к нам автомобильным транспортом. В данный момент фуры достаточно долго стоят на литовских границах, но затем все-таки проезжают. Цены на продовольствие у нас за последние три месяца подросли, но не сказать, чтобы катастрофически. На 20-40%. То есть, здесь пока что все спокойно.
А возможно ли дальнейшее ограничение товаропотока?
Я бы сказал, что в текущих условиях возможно все. Соответственно, если ЕС потребуется еще сильнее надавить на российскую слабость, они могут даже полностью перекрыть сухопутные границы с Калининградской областью.
Поступят ли они таким образом? На этот счет у меня есть очень большие сомнения - в данный момент никакие "красные линии" не пройдены, однако тотальная блокада Калининграда может стать именно такой линией. И как на это отреагирует наша власть, угадать очень сложно - мы ведь действительно можем вентиль перекрыть. Или объявить еще одну СВО. Или еще что-нибудь.
Короче говоря, у меня есть мнение, что нам тут очень сильно осложнят жизнь, но лезть в бутылку все же не станут.
Что с этим делать?
Больше месяца назад я написал маленький обзорный пост, где рассказывал о калининградской жизни в условиях глобального противостояния с Западом. И там был один интересный момент, касающийся региональной логистики.
Дело в том, что во власти у нас сидят не самые глупые люди и текущий сценарий просматривался ими уже тогда - наш губернатор еще в начале мая говорил о том, что для адекватного перехода с автомобильного и железнодорожного транспорта на морской потребуются как минимум тринадцать паромов вместо текущих трех.
То есть, этот вопрос однозначно был на повестке дня. А поскольку Калининградская область является стратегически важным регионом, я верю, что его начали прорабатывать на самом высшем уровне с самого начала боевых действий.
Однако "прорабатывали" - не значит "проработали"
Это суровая российская действительность - до вчерашнего дня жареный петух никого в мягкое место не клевал. Вчера - клюнул. И возможно именно вчера чья-то упитанная задница впервые задумалась о том, что с Калининградом действительно надо что-то делать. Вообще не удивлюсь такому варианту.
А что в итоге?
Ну, нас в любом случае ждет стагнация строительной области, увеличение безработицы, а в перспективе - рост цен на все категории товаров (это если ЕС начнет закручивать гайки и мы реально станем возить все подряд морем).
Ничего хорошего в данной ситуации нет. Ничего ужасающе кошмарного, к счастью, тоже. Будем жить, выкручиваться и смотреть на встречные действия со стороны правительства РФ.
А что все это значит в глобальном плане?
Да вообще ничего. Запад снова осложнил жизнь определенной категории российских граждан, эти самые граждане (в том числе я) это обязательно почувствуют, но на государстве в целом это опять никак не скажется. На принятии действительно важных и глобальных решений - так уж точно.
Всем бобра =)