Отдельный вопрос (и тема псалма) – почему Мессия стал чужим и посторонним для родных и своих? Причиной была Его «ревность по доме Божьем», которая послужила, может быть, главным стимулом для поношения Мессии.
Ибо ревность по доме Твоем снедает меня… (Пс. 68:10)
Между человеком и Богом – обоюдная взаимная связь в «ревности» духовной: Бог ревнует о человеке, человек ревнует о Боге.
Вторая заповедь (не делать кумира и не служить иным богам) содержит объяснение, что такое от Бога ревность: «не служи им, ибо Я Господь Бог твой, Бог – ревнующий, посещающий вину отцов до сыновей третьего и четвертого (рода) – ненавидящих Меня (Исх. 20:5). Бог Ревнитель есть Тот, Кто не примет никакой середины между любовью к Себе и ненавистью.
Так и человек ревнует о Боге, чтобы не допускать себя (и тех, кого считает своими) в уклонение от истинного богопочитания. В Торе рассказывается, как внук Аарона совершил убийство тех, кто демонстративно и тяжко нарушил Закон. Господь сказал: «он возревновал ревностью по Мне в среде их, и я не истребил совершенно сынов Израиля в ревности Моей» (Числ. 25:11); тот, кто «возревновал ревностью», явил ее в чистом – спасительном для народа качестве.
Так и об Иисусе помыслили ученики словами Псалма: «ревность по доме Твоем снедает меня». Но после какого события они «вспомнили» этот Псалом? После того как Иисус изгнал торгующих и меновщиков денег из храма (Ин. 2:17). Но почему именно это событие навело их на мысль о спасительной ревности по Боге, её ведь не раз являл Иисус, причём в самых смелых поступках и словах?
Обо всём сказанном и более того, - слушаем лекцию Е.А. Авдеенко.