Вино дано нам не только на радость, но и на суверенность – в этой теме переплетаются многочисленные измерения суверенитета и безопасности: семенные и семеноводческие, генетические, сельскохозяйственные, продовольственные, научные. Именно в этой сфере (конечно, в юридическом разрезе) хотел бы попробовать себя Владимир Путин, когда оставит пост президента.
Воссоединение Крыма с Россией открыла совершенно новый этап в винодельческом развитии страны: теперь полуостров, Ставропольский и Краснодарский края соревнуются за поддержку виноградарства и виноделия.
«У нас будет, что выпить и чем закусить», - этими уже знаменитыми словами президента Владимира Путина о Курчатовском институте Михаил Ковальчук открыл винодельческую панель ПМЭФ-2022.
Дискуссия «Виноградарство и виноделие: научный ренессанс» стала флагманом профильной программы в рамках Петербургского форума – тематической площадки «ВиноГрад».
Михаил Ковальчук еще раз проговорил переход от атомной проблематики к системным вопросам природоподобных технологий для Курчатовского института XXI века. В фокусе внимание оказываются иные измерения щита и суверенитета государства – в первую очередь, генетические.
Президент Курчатника в который раз (даже за ПМЭФ) выделил две ключевые угрозы: это уже не атом, но биологические и киберопасности.
В ходе своего выступления – и реакций на слова участников – президент Курчатовского инстиутута поступательно проводит несколько ключевых идей. Одна из основных – микробиологическая безопасность. Предполагается, что все импортируемые (отечественными или зарубежными производителями) микроорганизмы должны пройти генетическое секвенирование, паспортизацию и депонирование в базу данных. А затем Роспотребнадзор (судя по всему, это будет именно он) сможет в любой момент взять образцы бактерий с производства и сравнить с эталоном.
Михаил Ковальчук претендует на львиную долю научно-технических вопросов развития сельского хозяйства – за Курчатовским институтом закреплены две ФНТП – по генетическим технологиям, а также синхротронным и нейтронным исследованиям. Также осуществляется интеграция в Программу развития сельского хозяйства. В целом это четкое обозначение «науки АПК» как зоны своего влияния: «Закреплено [за Курчатовским институтом] по факту все животноводство, растениеводство, аквакультура и создание микробиологической промышленность».
На пересечение цифры и генетики находится национальная база генетической информации – тот проект, что реализует Курчатник по поручению президента России. В нее все организации, что будут проводить секвенирование геномов, должны депонировать данные. Вообще в АПК (и винной тематике как флагмане) Михаил Ковальчук подчеркнул цель: выйти на чисто генетический уровень.
В ходе дискуссии сформировался перечень прорывных направлений, в которых будет работать Курчатовский институт и его союзники (регионы, партнеры по консорциумам и т.п.): научно-производственный центр во главе с Курчатником (объединяет все главные биоколлекции страны); национальная база генетической информации; карта терруаров; генетическое редактирование в селекции (но не генная модификация).
Представители отрасли и контролирующих организаций (Роскачество) в один голос говорили о важности виноградарства как вытягивающей отрасли для всего АПК: о большой добавочной стоимости, значительном количестве создаваемых мест и потребляемых ресурсов (на поставках которых очень ждут отечественных производителей). Был поднят вопрос и о массовой подготовке кадров – как уровня высшего, так и среднего профессионального образования.
В 2019-м году законом были заложены юридические рамки развития всей отрасли, впереди у которой расширение площади виноградников, что потребует еще больше саженцев, специальной техники, материалов и кадров. По всем этим направлениям идет системная работа – в том числе, в рамках профильной подпрограммы ФНТР развития сельского хозяйства.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/25678