Привет, меня зовут Марина, мне 31 год, я мама четырехлетнего мальчика Сережи. Он не ходит в садик, поэтому его развитием занимаюсь я. И знаете, поначалу это было огромным стрессом. Очень долго мне казалось, что я все делаю не так. Я смотрела ролики на YouTube, записывала игры и упражнения, но меня не покидало ощущение хаоса :(
Не было системы, а вместе с ней и уверенности, что наши занятия приносят пользу. Поэтому я решила посоветоваться с соседкой, которая сама воспитывает дочку дома. И она порекомендовала мне пособия Шамиля Ахмадуллина – психолога и автора нескольких серий книг по развитию детей.
Я посмотрела эти книжки в магазине и увидела главное – систему, которой мне так не хватало. Расскажу, как теперь проходят наши занятия и каких успехов мы добились.
Развиваем речь
Много разговариваем, пересказываем истории, описываем картинки
Считается, что речь ребенок освоит и без особых занятий – мол, просто слушай и повторяй. Но занятия все-таки очень важны: так пополняется словарный запас и развивается навык рассказывать, говорить законченными фразами.
У Ахмадуллина есть пособия по развитию речи даже для годовасиков и для двухлеток. Но мы, конечно, стали заниматься по пособию для 3-4 лет.
Мне очень понравилось, что любые занятия начинаются с артикуляционной и дыхательной гимнастики. Наш знакомый логопед как-то сказала, что ребенок может мало или плохо говорить просто потому, что у него не развиты мышцы языка или щеки. Тут это учитывается.
Например, это «Качели» и «Одуванчик» – наши любимые занятия из дыхательной гимнастики. Второе мы практикуем на прогулках бесконечно, когда одуванчики отцветают :)
Вот так мы изучаем предлоги (фото я брала из отзывов на Озоне, там их очень много, пособия популярные). Кстати, можно перенести упражнения в реальную жизнь и попросить ребенка посадить игрушку, как на картинке, или даже самому полазать вокруг предметов.
А так изучаются глаголы. Ребенок отвечает на вопрос «Что делать?» и узнает новые слова.
Еще мы пополняем словарный запас и развиваем логику. Сережа обожает это упражнение и придумывает огромное количество предметов, которым не место в магазине. А потом мы так же играем в ванной, на кухне, на детской площадке и даже в машине :)
Тренируем память и внимание
Играем в интеллектуальные игры и решаем задачки на логику
Моя мама говорит, что в четыре года я уже знала много стихов, а Сережа запоминает их с большим трудом. Так что я сильно боялась, как он будет справляться в школе :(((
Поэтому еще заказала книжку на развитие памяти. Думаю, что за три года занятий и игр запоминание точно начнет даваться ему проще. К счастью, ему нравятся здесь практически все задания. Да и мне тоже :) Поэтому я уже предвкушаю результаты.
Начинаем с простых занятий на запоминание форм предметов и поиск одинаковых рисунков.
А это уже посложнее, тут нужно выбрать самое быстрое средство передвижения. В ход идут даже игрушки – проверяем, что с какой скоростью двигается, и даже создаем новые рисунки, со своими рекордсменами :)
Для таких упражнений мы тоже используем не только готовые заготовки, но и свои варианты: вырезаем из цветного картона и произвольно наклеиваем. Кстати, Сережа стал справляться все лучше и лучше. Мне кажется, он теперь гораздо быстрее оценивает картинку целиком и вычисляет нужные детали.
Вот такие упражнения нравятся уже и нам с мужем. Мы тоже их «вынесли» из книги и вовсю рисуем свои узоры-загадки.
А эти две картинки напоминают мои занятия логикой в институте. Кажется, в пособии для более старшего возраста это направление будет еще интереснее.
Потихоньку готовимся к школе
Наметили круг задач и пособий, которые нам помогут
Ближе к школе начнем заниматься чтением: сначала слогами, потом – по-настоящему. Хочу, чтобы ребенку было как можно проще влиться в учебный процесс и точно не отставать от сверстников. Поэтому присмотрела в подборке Ахмадуллина книги-тренажеры для развития грамотности. Есть варианты для 7–8, 9–10 и 11–13 лет.
А еще нам точно пригодится книжка «Учимся пересказывать. Книга-тренинг для детей 6–9 лет» и «Как учить стихи. 7–12 лет». Я много слышу от знакомых мам и учителей о том, как важны эти навыки для дальнейшего обучения.
Но пока нас еще ждут игры :) Вот такая веселая и познавательная «Найди ошибку» для детей 7+» и наш-фаворит – «Башни» для детей 5+». Мой ребенок чуть младше, но они все равно заходят на ура. Особенно когда в гости приходят его сверстники.
Мне очень нравится смотреть, как они увлечены, когда строят башни из разных комбинаций кубиков и пытаются первыми выбрать нужные «кирпичики». При этом я знаю, что они занимаются полезным для своего развития делом.
В общем, с появлением пособий Шамиля Ахмадуллина я наконец-то смогла выстроить настоящую систему домашних занятий. Так что советую посмотреть на эту коллекцию. Здесь есть все, что пригодится для развития ребенка от рождения до 14 лет :)