История создания трактора Т-150К началась с поездки Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева в США, где ему показали трактор 8010 Goliaph. После поездки Н. С. Хрущев велел в Ленинграде на Кировском заводе и в Харькове создать аналогичный трактор, 10 января 1959 года вышло распоряжение № 831 Совмина. В Ленинграде создавали более мощную технику для двойного назначения, Харьков разрабатывал трактор только для гражданского применения. Для создания техники нового образца все начинали с нуля, от создания двигателя, КПП, мостов и самой конструкции колёсного трактора.
В 1962 году небольшую партию тракторов Т-125 изготовили и отправили на испытания для сравнения с гусеничными тракторами. В результате заводских, ведомственных, эксплуатационных и государственных испытаний, колесные трактора показали хорошие результаты в сравнении с гусеничными тракторами. Т-125 были более скоростными, манёвренными и для их создания дешевле обходилось производство колес в сравнении с гусеничными траками. При испытаниях, в Т-125 были найдены серьёзные недочеты техники, хотя собрали около 200 экземпляров.
Последующая модель трактора Т-150 выпускалась в колесном и гусеничном варианте, каждый вариант имеет свои преимущества. С 90-х годов трактора Т-150 в гусеничном варианте практически не используют в сельском хозяйстве из-за дорогого обслуживания. У некоторых фермеров есть колесные трактора Т-150К почти с 40 летним стажем, со времен СССР.
На Т-150 устанавливали двигатели СМД-60 и СМД-62 (с турбокомпрессором) мощностью 150 (165) л. с. С 90-х годов завод изготовитель ХТЗ и сами механизаторы начали на Т-150К устанавливать двигатели ЯМЗ-236 мощностью 180 л. с. при этом электрооборудование переделывают с 12 вольт на 24 вольта и применяют при запуске двигателя только электростартер.
КПП на Т-150 и Т-150К различные, хотя многие детали взаимозаменяемы, на нем несколько диапазонов (замедленный, рабочий, транспортный и задний ход), с 4-я передачами, переключаемые гидроподжимными муфтами без разрыва потока мощности. Диапазоны переключаются после остановки трактора, КПП имеет выходы ВОМ.
Раздаточная коробка Т-150К передает усилие через карданную передачу на два ведущих моста, передний мост можно отключать. Главная передача коническая, на мостах бортовые редукторы с пневматическими тормозами, межколёсная блокировка (дифференциал повышенного трения) устанавливалась на первых образцах. Трактора Т-150 на гусеничном ходу в 90-х из-за отсутствия комплектующих списывали для комплектации колесного собрата.
Фронтальный погрузчик Т-156 с ковшом до 3-х кубов разработанный на базе Т-150К имеет отличия. В первую очередь, кабина трактора развернута на 180 градусов для лучшего обзора. КПП Т-150 и Т-156 разные, на Т-156 всего 3 передачи вперед и з/х, а на Т-150 4 передачи вперед на руле, задний ход на рычаге переключения диапазонов. КПП на погрузчике Т-156 более скоростная чем тракторе Т-150К.
Еще во время СССР, самодельно, временно устанавливали на заднюю тележку трактора Т-150К ковш на 1,5-2 куба, при этом кабину не разворачивали. Работать трактористу приходилось задом наперед, с его слов неудобства с лихвой оправдывались дополнительным заработком в отсутствии фронтальных погрузчиков.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте "Авторемонт и техника"