Любая сделка купли-продажи проходит регистрацию в Росреестре. В рамках подготовки к этой процедуре покупатель и продавец должны собрать пакет документов. Отсутствие даже незначительной, на первый взгляд, справки может стать причиной приостановки регистрационных действий.
В статье мы рассмотрим список обязательных и дополнительных документов при покупке или продаже дома с участком, что важно проверить покупателю перед оформлением сделки.
Какие документы подготовить продавцу при продаже дома
Владелец недвижимости наделен правом распоряжаться имуществом на свое усмотрение. Передача права собственности осуществляется через государственный орган регистрационных действий с недвижимостью – Росреестр. Чтобы продать дом, собственнику необходимо предоставить документы, подтверждающие право собственности. Вместе с ними в Росреестр подается договор купли-продажи и документы, удостоверяющие личность обеих сторон сделки.
Продажа загородного дома имеет ряд особенностей. Главная из них заключается в том, что дом продается вместе с земельным участком, так как их нельзя отделить друг друга. Вторая особенность – наличие определенных требований к оформлению договора купли-продажи. В нем фиксируются не только обстоятельства проведения сделки, но и условия использования ЗУ и дома.
Документы, необходимые для продажи загородного дома:
- правоустанавливающий документ на участок;
- технический паспорт на дом;
- кадастровый паспорт;
- документ, подтверждающий право собственности на дом;
- справка из налоговой службы об отсутствии задолженности по ЗУ;
- справка из ЕГРН, подтверждающая отсутствие обременений;
- разрешение органов опеки (если в сделке фигурируют несовершеннолетние дети);
- разрешение от банка (если дом выступает предметом залога при оформлении ипотеки);
- разрешение от супруга(и);
- акт о сдаче дома в эксплуатацию (при самостоятельном строительстве).
Список дополнительных документов, чтобы продать дом
Дополнительные документы запрашиваются в том случае, если сделка нестандартная. Например, при покупке дома на материнский капитал или в ипотеку. Дополнительная документация позволяет проверить достоверность представленных сведений. Некоторые документы нужны не для государственных инстанций, а покупателю. С их помощью он может удостовериться в том, что ничего не угрожает его интересам.
В список дополнительных документов для продажи дома с земельным участком входят:
- К правоустанавливающим документам относят не только выписку из ЕГРН, но и другие документы, подтверждающие способ приобретения дома. Если он был получен в наследство, нужно предоставить свидетельство о принятии наследства. Если жилье было получено в подарок, к основному пакету документов прилагается дарственная.
- Документ о проверке границ участка позволяет удостовериться, что его размеры установлены правильно. Он не относится к перечню обязательных документов, но покупатель может не согласиться на покупку участка без межевания. Для проверки точности границ участка необходимо воспользоваться услугой «вынос точек в натуру». Она оказывается геодезистами или кадастровыми инженерами. Специалист выезжает на участок и сопоставляет фактические точки с теми, которые указаны в документах. Готовый межевой план можно получить в регистрационной палате или МФЦ. Его стоимость составит 1740 рублей.
- Выписка из домовой книги о числе прописанных необходима покупателю, чтобы удостовериться, что в доме никто не прописан. Росреестр этот документ не требует. Справку может заказать любой из собственников. Для этого ему нужно обратиться в МФЦ, паспортный стол или в местную управляющую компанию. Покупатели в обязательном порядке просят выписать всех несовершеннолетних до совершения сделки. В противном случае в дальнейшем им придется обращаться для этого в суд.
- Справка об отсутствии или наличии задолженности также нужна только покупателю. Основная часть задолженностей по коммунальным платежам закрепляется за человеком и не переходит новому владельцу после смены права собственности. Однако при определенных обстоятельствах новым собственникам приходится выплачивать долги предыдущих. Чтобы этого не произошло, нужно сразу попросить справку об отсутствии задолженности.
- Справки из наркологического и психоневрологического диспансеров необходимы в том случае, если продавец не внушает доверия. Подозрения может вызывать запах алкоголя, неадекватное поведение, плохая память и т. д. Справка о дееспособности может потребоваться и в том случае, если возраст владельца дома старше 65 лет.
Какие документы нужны от покупателя при покупке дома
В отношении покупателя предъявляется гораздо меньше требований. Кроме того, ему необходимо предоставить только копии. Однако при себе должны быть и оригиналы документов.
Какие документы нужны для покупки дома:
- паспорт;
- свидетельство о регистрации брака;
- согласие от супруга(и);
- нотариально заверенная копия паспорта супруга(и) в том случае, если речь идет об иностранном лице.
Если дом покупается на средства материнского капитала, к основному пакету бумаг покупателю нужно приложить СНИЛС, свидетельства о рождении детей, сертификат на получение материнского капитала и реквизиты, по которым перечисляются денежные средства.
Документы для регистрации сделки купли-продажи дома
Чтобы право собственности на дом перешло новому владельцу, необходимо зарегистрировать сделку в Росреестре. Для начала нужно составить договор купли-продажи. В нем указывается суть сделки и обязательства каждой стороны. В общей сложности необходимо подготовить три экземпляра договора. Один останется в Росреестре, а два других выдаются продавцу и покупателю.
Пакет документов для подачи в Росреестр отличается от перечня бумаг, необходимого для предоставления покупателю. Для регистрации сделки не нужны справки об отсутствии задолженности, о количестве прописанных и дееспособности продавца. Требуется лишь минимальный набор документов. Чтобы сделка прошла успешно, важно, чтобы на объекте недвижимости не было арестов и обременений.
Какие документы необходимы для регистрации купли-продажи дома:
- кадастровый и технический паспорта на дом;
- акт приема-передачи имущества;
- правоустанавливающие документы на ЗУ и дом;
- выписка из кадастровой палаты;
- копии паспортов участников сделки;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
На процесс регистрации сделки в Росреестре уходит 5–10 дней. Когда она будет завершена, обе стороны получат уведомление. Документы можно забрать в любой удобный день.
На что обратить внимание при проверке документов на дом
Чтобы избежать обмана и приостановки регистрационных действий, важно провести проверку документов перед покупкой дома. Для этого можно обратиться к специалистам. Они проверят дом и участок на юридическую чистоту. Однако некоторые подозрительные факторы покупатель может обнаружить и самостоятельно.
Сложности при оформлении купли-продажи возможны в следующих случаях:
- при отсутствии согласия на продажу квартиры от супруга(и) собственника;
- собственником дома выступает несовершеннолетнее лицо;
- другие владельцы не дали разрешение на проведение сделки;
- на объекте недвижимости имеется ограничение регистрационных действий.
Если нет возможности обратиться к юристу, можно снизить риски самостоятельно. Для этого совсем не обязательно иметь компетентность в вопросе недвижимости. Главное – тщательно проверить документы.
Чтобы избежать проблем, которые могут возникнуть в процессе оформления сделки, нужно учесть следующие рекомендации:
- Не стоит заключать сделку при отсутствии кадастрового и технического паспортов. Без этих документов переход права собственности просто не зарегистрируют.
- Категорически не рекомендуется передавать часть денежных средств до подписания договора и фактического перехода права собственности. В этом случае велика вероятность потери денег.
- Обязательно нужно проверить объект недвижимости на наличие или отсутствие обременений. Для этого достаточно ввести его кадастровый номер или адрес на официальном сайте Росреестра.
- Важно проверить дату оформления технической документации. Срок действия паспортов составляет 5 лет.
- Желательно запросить справку из ЕГРН до подписания договора. В ней указано количество собственников и обременения. Если собственнику нечего скрывать, он без проблем предоставит этот документ.
- Необходимо сразу ознакомиться со свидетельством о праве собственности. Сведения, указанные в нем, должны совпадать с паспортными данными собственника.
- Перед подписанием договора купли-продажи нужно тщательно проверить каждый пункт на достоверность.
Если документы соответствуют требованиям законодательства, сделку проведут быстро и без проблем. В случае приостановки регистрационных действий необходимо выполнить требования Росреестра и подать документы заново. Речь может идти как о неправильно составленном договоре, так и о нехватке определенных документов.
Больше статей по недвижимости вы можете найти в нашем блоге.
Подобрать недвижимость или разместить свое объявление о продаже квартиры можно здесь.