В этом путевом дневнике хочу рассказать о поездках в Переславль-Залесский. Бывал там не раз, и целенаправленно, и проездом останавливался, как, думаю, и многие. Место-то «намоленное», Золотое кольцо, как-никак. Наверное, я сделаю два дневника – поподробнее расскажу о самой недавней поездке и покороче – о предыдущих: 2009, 2013 и 2018 годов.
Это – часть первая, «Переславль-Залесский и окрестности в июне 2022 года». Окрестности этого города привлекают внимание реже, чем достопримечательности в самом городе. Для туристов, только открывающих этот город для себя, этих достопримечательностей – с головой, даже пресыщение может приключиться от куполов, крестов и городищ.
Внегородские достопримечательности тут - на достаточно широкий вкус. Есть паровозный музей (говорят), а есть усадьбы. Стоящие в поле паровозы не привлекают, паровозы в движении были бы интереснее, а усадьбы – это интересно всегда, если, конечно, не заросшая руина.
Первая «окрестность» - в селе Горки, или точнее – Горки-Переславские. Просто чуть дальше в том направлении, но уже во Владимирской, а не Ярославской области есть еще одни Горки. Известно это село Музеем-усадьбой купцов Ганшиных. Читал про Ганшиных, вовсю развернувшихся в соседнем Юрьеве-Польском, но это оказались две ветви одного семейства, на определённом этапе рассорившихся и разошедшихся. Что сказать про музей? На две трети это краеведческий музей. И сразу же – здесь работают энтузиасты и патриоты своей малой родины, своего дела.
Про горкинских Ганшиных вам расскажут, и подробно, но еще и про крестьянский быт, про то, что первая советская электростанция и «лампочка Ильича» случились вовсе не в Кашино под Волоколамском, а тут, просто было это вне планов ГОЭЛРО, а по инициативе местных крестьян. А еще про юное соратничество одного из Ганшиных с Владимиром Ильичом Лениным. Ленин даже жил тут пару месяцев, и они вместе кустарным способом тиражировали ленинскую работу «Что такое друзья народа…». В связи с этим музей за свою историю претерпевал крутые повороты в направлениях своей деятельности. Когда-то ленинская тема была главной, а купеческо-ганшинская уходила в тень. Потом из-за «ленинского» прошлого музей чуть ли не закрывали. Но, кстати, именно «ленинское» прошлое при посещении музея в настоящее время и оставляет самые яркие впечатления. Как поведал экскурсовод, в допандемийный период довольно активно приезжали китайцы, и к ленинской экспозиции относились исключительно благоговейно. Вплоть до вставания на колени и целования кровати, где он спал. Если это враньё – то не моё.
Если отойти от усадьбы и дойти до сельской околицы, то с высокого берега речки Шахи (даже скорее ручья) откроется роскошная панорама окрестностей. Вообще место такое, всхолмленное, и дорога от Переславля – живописная, и вдобавок с хорошим асфальтом.
Вторя «окрестность» - расположенное неподалеку от Горок село Смоленское с усадьбой Свиньиных и Козловских. Усадьба, увы, не музей, но хотя бы и не руина. Огромное усадебное здание, которое можно было бы назвать даже дворцом, будь его состояние получше и поухоженней, делят местная школа и церковь.
Усадьба перестала быть таковой еще в конце XIX века, попав в казну за долги хозяев. Усадьба, кстати, считалась самой большой в Ярославской губернии. В усадьбе было создано сельскохозяйственное училище. Что порадовало – сохранился парк (ну, или его большая часть). За парком, похоже, особо не следят, но и не вырубают, и дорог не прокладывают, и транспорт не паркуют. Огромные дубы, клены, липы помнят наверняка и хозяев, и пленных французов, рывших в парке пруд с островом. Парк, пруд, остров и ажурный мостик считались жемчужиной русского паркового искусства. Ныне же – «речка пересохла, мостик развалился, умерла овечка, хвостик отвалился».
Вот асфальт до Смоленского подкачал, но живописность окрестностей несколько компенсирует эту неприятность. Да и совсем небольшой кусок неблагополучной дороги до Смоленского от более приличного шоссе в Горки. Судя по машинам, значительная часть Смоленского выкуплена жителями Москвы и Подмосковья.
На этом знакомство с окрестностями Переславля закончилось, и знакомство с достопримечательностями самого города (и возобновление старых знакомств). В первую очередь, это был восточный берег Плещеева озера. На Александрову гору в этот раз не полез, для разнообразия решил подняться на вал Городища. В таких местах можно зависнуть надолго, особенно если не полениться и затащить наверх шезлонг. Но не было под рукой шезлонга, да еще и в программе поездки были пункты из разряда «раньше не бывал, а надо бы».
Так я доехал впервые до Никольского монастыря. Монастырь расположен посреди частного сектора в географическом центре города, но в стороне от главной улицы. Народ есть, но не столпотворение. Монастырь из восстановленных, все по большей части новодельное. Главная его достопримечательность – выставленный в главном соборе монастыря Корсунский крест, перекочевавший сюда из Переславль-Залесского музея-заповедника. Десять таких крестов киевский князь Владимир привез в Х веке из Херсонеса после крещения Руси. Кресты содержали частицы мощей многих святых. Переславский крест был переделан (восстановлен) в Ростове в XVI веке - дерево оно не вечно.
От монастыря совсем недалеко протекает река Трубеж, и вот по берегу реки дошел до маленькой озерной набережной и церкви Сорока мучеников. Это самая маленькая набережная, какие мне только попадались. Никогда не забирался в эту часть города. Жизнь на набережных и реки, и озера бьет ключом, по крайней мере в погожий июльский день. Сдаются напрокат лодки и доски для катания, и народ активно пользуется всем этим добром. Это место тоже из того разряда, где можно зависнуть надолго. Единственный минус – все это в частном секторе, с узкими дорогами. Мне нетрудно пройти пешком, основной массе туристов тоже, но есть и те, кто от своих машин больше чем на 10-20 метров отойти просто психологически не в состоянии. Они тащатся по узким улица на машине, а потом уткнувшись в отсутствие места для парковки и в толпу таких же как они принципиальных «не-пешеходов», долго и мучительно разворачиваются. Это было бы забавным, если бы не поднимаемая ими пыль (улицы неасфальтированные) и гуденье машин.
И это все о Переславле, каким я его увидел в июне 2022 года.