И вот повествование продолжается рассказом о праведном Иове. Здесь интерес представляют взаимоотношения между Господом, сынами Божьими, сатаной и самим Иовом. Господь называет последнего своим рабом, следовательно, это тот же Саваоф.
А вот кто такие сыны Божии и сатана? Сатана по смыслу повествования является одним из этих сынов Божиих, которые теперь предстали перед Саваофом. Но кто на тот момент мог называться сыном Божиим? Согрешившие сыновья стали человеками и подчиняются троице самого Саваофа и двух его помощников, двое других управляют Египтом, ещё один или несколько владычествуют в Междуречье. Про остальные земли Библия не сообщает, и мы предполагаем, что там живут те из сынов Божиих, которых не удалось ещё подчинить падшим богам и которые живут, не зная господина, но зная Творца, являющегося Отцом для своих божественных детей.
Собирать пред своим лицом Ангела и сына и похваляться перед ними созданным человеческим миром Саваоф также не стал бы, т.к. мир этот он строит вместе с этими двумя своими сообщниками.
Следовательно речь может идти о «съезде» падших богов, по «обмену опытом», ради изъявления тщеславия, которое должно распирать этих владык человеческих.
Библия изображает это собрание, выделяя Саваофа над всеми остальными падшими богами, однако сравнение мощных царств Египта и Вавилона (Персии) с разгромленной Иудеей показывает стремление выдать желаемое за действительное: на самом деле это может быть собрание падших богов на равных основаниях; это может быть один из нескольких съездов, на котором наступила очередь Саваофа, чтобы продемонстрировать созданный им мир.
Сатана обошёл владения Саваофа и ознакомился с иудеями, Саваоф похвастался одним из рабов своих – следовательно, речь идёт о последнем варианте.
Интересно, где находится царство сатаны? Он один из повелителей Египта или Междуречья? А может, он создал своё царство ещё где-то? Или он верховный среди них? Падшие боги создают на Земле несколько цивилизаций, превращая богов в человеков, свободных – в рабов, а верховный организовывает конкуренцию между цивилизациями, преследуя две цели. Первая – подстёгивать рвение Саваофа, его подельников и их конкурентов. Вторая – разделить единое человечество на разные лагеря и организовать противоборство между ними, чтобы покорённые боги, дети Создателя, думали не об освобождении, а о борьбе друг с другом. Для этого нужно будет создать разные национальности, внедрить в умы различные идеологии, отличные друг от друга религии, наконец, создать науку под названием «геополитика» – и направить мысли покорных рабов не на поиск дороги к освобождению, а на борьбу с другими цивилизациями, за власть, за ресурсы, на радость ухмыляющемуся сатане.
Совершенство созданного Саваофом мира сатана оспаривает тем, что праведность Иова не бескорыстна и тогда, чтобы доказать достоинства своей цивилизации, Саваоф предлагает сатане отобрать у Иова всё, кроме жизни.
Потеряв богатство, детей, здоровье, поражённый проказой, сидел Иов, проклиная день, в который он родился, а падшие боги наблюдали за экспериментом, определяя пределы послушания исследуемого раба.
– Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем приняли меня колени? Зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно.
Сетования Иова могут объяснить, между прочим, причину гибели малолетних детей – быть может Творец приходит здесь на помощь, стараясь облегчить страдания людей?..
– Или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего.
Вот в каких выражениях описывает Иов потусторонний мир…
Друзья Иова, собравшиеся, чтобы утешить его, пытаются донести мысль, что добро рождается добром, а зло порождает зло, следовательно, Иов согрешил в чём-то, за что и расплачивается теперь, давая Саваофу вполне определённую характеристику:
– Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тем более – в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли.
А Иов продолжает сетовать:
– Земля отдана в руки нечестивых…
– Я пресыщен унижением, – вот оно, вот чего добился падший бог, вот в кого он превратил своих собратьев!..
Между прочим, Иов просит смерти, сознавая, что из-за гибели всех его детей он уже не вернётся в этот мир:
– Не малы ли дни мои? Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился, прежде нежели отойду, – и уже не возвращусь, – в страну тьмы и сени смертной…
А вот что думает Иов про окружающий мир:
– Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.
Последняя фраза Иова показывает нам уровень знаний и представлений людей той эпохи об окружающем мире, о Природе, живой по своей сути.
А вот мировоззрение утешающих его:
– Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рождённому женщиною быть праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса не чисты в очах Его…
Но вот наконец испытание закончено, хозяин иудеев экзамен сдал, Иов не отрёкся от Саваофа и должен быть вознаграждён, в том числе и в назидание другим.
Падший бог явился Иову и говорил с ним, но это были не слова утешения, которые сын мог ожидать от Отца – это был разговор господина с рабом, получающим плату за хорошую работу: здоровье, новую семью, ещё большее богатство, чем прежде и дополнительно 140 лет жизни.
А как же умершая жена, как быть с умершими детьми – Иов забыл о смерти самых близких ему людей, уничтоженных ради прихоти падшего бога руками другого падшего бога, и нашёл утешение в объятиях другой женщины? Значит, раб достоин господина своего…