С нового учебного года поэтапно в школах будет внедряться предмет "Финансовая грамотность". Уже сейчас со второго класса дети знакомятся с понятиями "бюджет", "доходы", "расходы" в рамках предмета "Окружающий мир". А в 6 классе на обществознании рассматривают различные принципы ведения семейного бюджета.
Один из этих принципов я обычно рассматривают с точки зрения практической математики при изучении темы "Процент от числа". Принцип называется "Метод шести кувшинов"
Простые математические расчеты могут наглядно показать, что может позволить себе семья, и при необходимости скорректировать доходы (постараться найти дополнительные источники) или урезать несущественные расходы.
МЕТОД ШЕСТИ КУВШИНОВ
Первый кувшин самый большой. В него входят все текущие расходы: питание, различные предметы быта (средства для мытья и т.п.), услуги ЖКХ, оплата счетов за связь (телефон и интернет), расходы на транспорт. Они в идеале должны составлять не более 55% от всего дохода.
Задача:
В семье Пети 4 человека ( папа, мама и двое детей). Доход папы 80 000р в месяц. Доход мамы 30 000р в месяц. Сколько, согласно методу "Шести кувшинов" семья должна тратить на текущие расходы?
Вспоминаем, что значит найти процент от числа:
Давайте теперь подумаем много это или мало?
Расходы в семье:
1) Питание и предметы быта (бытовая химия, средства гигиены) 40 000р (примерно в среднем по 330р в день на человека)
2) Услуги ЖКХ ( в том числе вода, отопление и электроэнергия) 10 000р
3) Услуги связи (телефон и домашний интернет) 1500 р
4) Транспорт 8000 р
5) Мелкие карманные расходы 6000р (50 р в день на каждого члена семьи)
Значит в этой семье нарушен финансовый баланс. Сколько процентов своего дохода тратит эта семья на текущие расходы?
Для ответа на этот вопрос нам поможет прямая пропорция:
Теперь видно, что 4% не дополучат остальные важные кувшины.
Но может все не так уж и плохо?
Второй кувшин "финансовая свобода". Многие думают, что это деньги, которые можно потратить на развлечения. Но это не так. "Финансовая свобода" это вклад в возможность жить на пассивный доход или улучшить качество жизни за счет этого пассивного дохода ( проценты, дивиденды и т.п.). Как правило семьи с не очень высоким доходом ( там где текущие расходы отнимают больше 55 %) жертвуют как раз этими деньгами. Тем самым они лишают себя возможности улучшить свое финансовое состояние за счет пассивного дохода.
Задача:
Семья Пети понимает всю важность "финансовой свободы", поэтому каждый месяц, в течение пяти лет, они откладывали 10% своего дохода. Семья решила положить накопленные деньги в банк под 7% годовых. Какой пассивный доход теперь имеет семья Пети?
Получается, что пассивный доход семьи теперь составляет 46200р. А ежемесячный дополнительный доход 46200:12=3850р
Эта сумма на данный момент в семье может компенсировать дисбаланс в первом кувшине. А в последствии перейти в фазу "финансовой свободы"
Третий кувшин включает в себя расходы на дополнительное образование. Не забываем, что это финансирование в рост своего дохода. Эта сумма должна составлять 10% от дохода.
Задача:
Мама Пети хочет записаться на курсы "кройки и шитья" стоимостью 15000р. У папы запланирован обязательный курс по 3d моделированию стоимостью 25000р (это повысит его квалификацию и в дальнейшем он сможет рассчитывать на прибавку 10% к зарплате), а у Пети занятия с репетитором по английскому языку стоят 6000р в месяц ( с сентября по май). У младшей сестры групповые занятия хореографией (2500р в месяц с сентября по июнь). Может ли семья Пети оплатить курс для мамы в этом году?
Мама может смело записываться на курсы. А в семье еще остается запас 13 000р. И эти деньги можно вложить в онлайн курс программирования для Пети.
Четвертый кувшин "резерв". Здесь откладываем на крупные покупки (новая стиральная машина, ремонт в детской, а может покупка нового автомобиля или лечение зубов). Выбор во многом зависит от текущих потребностей и общего дохода. Но как видим из предыдущих задач, за 5 лет семья Пети может сформировать запас 660 000р, а если крупные покупки не требуют большой срочности, то можно эти деньги вложить в банк и получать дополнительный доход в "резерв".
Пятый кувшин "отдых". Семейный отпуск очень важный момент. Выбор способа и места отдыха тоже часто диктуется финансовыми возможностями. На отдых тоже откладываем 10% дохода ежемесячно.
Задача:
Сможет ли семья Пети позволить себе поездку на Байкал этим летом, если стоимость билетов на поезд (туда-обратно) на семью обойдется им в 46 000р, проживание на турбазе за 9 дней 27000р. Доплата за питание и экскурсии 35000р?
Так поедет ли Петя в этом году на Байкал?
Шестой кувшин "подарки". Подарки это всегда приятно, поэтому про них не забываем. Но тратимся соизмеримо своему доходу. Не забывайте про дни рождения близких, Новый год и небольшие семейные торжества. А также помните, что подарки сделанные с душой всегда будут самыми теплыми. Так что курс "кройки и шитья" для мамы тоже окупится ;)
Вот такая семейная математика. А ваши доходы находятся в балансе по этому методу? Или есть пустые кувшины?
Заметила, что многие взрослые предпочитают не говорить с детьми о финансах и семейном бюджете. А вы обсуждаете в семье свои финансовые планы с детьми школьного возраста или считаете это лишним?