Второй альбом Experience сохранил ярость и напор тяжелого рока первой пластинки и вплотную придвинулся к глубине и экспериментам Ladyland. И это не «переходный» альбом, это самодостаточная запись, просто «укороченный и ужесточенный» вариант будущего Ladyland. Первые три студийные пластинки Хендрикса это зафиксированные в звуке изменения в рок-музыке, не буду называть это словом «революция», но это важнейшие открытия, демонстрация расширения возможностей электрогитары, указатель пути, по которому пошла вся рок-музыка без исключения. Это важнейшие записи и слав богу, что они есть и их можно послушать в любой момент. Музыка изменилась – и технологически и композиционно – и Хендрикс зафиксировал процесс эти изменений на своих альбомах. EXP, как называть – вещь, штука, песня, увертюра ни одно слово не подходит, но – с нее начинается альбом – радиоголос и пролет сквозь космос искаженной гитары, похожей по звуку на то, что будет делать Терри Кэт в первом альбоме Chicago. Резкое начало околоджазовой Up From The Skies – с чисто уже джазовыми ударными, прекрасным басом, раскладом голоса Хендрикса по каналам, превращая его в диалог, гитарой в аккомпанементе с вау и еще массой обработок, соло, продолжающее диалог голосов и остающееся в следующем куплете – и снова голос гитары – квакающей, летающей, говорящей, дрожащей и поющей – все вместе. Ну а следующая – Spanish Castle Magic – настоящее волшебство, вуду и магия. Яростный блюзовый рифф, нисходящая гармония, аккордовый рев, агрессивное пение Хендрикса, умопомрачительное соло, басовые ходы и все время клонящиеся в джаз барабаны – все это делает звук JHE неповторимым, узнаваемым и пространственно- космическим – и – при этом – свинцово-тяжелый рок, остающийся прозрачным. Wait Until Tomorrow – вполне могла бы быть на Electric Ladyland – повествовательный куплет под скоростную фанковую ритм-гитару и между куплетами – такой аккордовый гитарный проход, который один стоит целой песни. Буханье баса в первую долю, бэк-вокалы и голос самого Хендрикса, который пел замечательно – я много раз упоминал о том, что гитарист-то он, да, гитарист, но еще и классный черный певец. Скоростная Ain’t No Tellin’ – продолжает фанковые дела, с отсчитывающим четверти барабаном, с дикой гонкой всех музыкантов вместе, со сбивками, остановками, замедлениями – надо же столько накрутить в одной песне, которая звучит меньше двух минут. Linnle Wing - одно вступление – толстый учебник игры на гитаре, а дальше – чудесные мелодия и гармония, песня, которую могут спеть под одну расстроенную гитару хиппи у костра – по сути, это поп-баллада, но Хендрикс раскрыл в ней такие глубины, в которые заглядывают до сих пор и дна их так и не видно – за счет гитары, которая играет всю эту песню. Гитара здесь делает девяносто процентов песни и мало у кого повернется сознание так, чтобы исполнить эту песню просто под аккордовый аккомпанемент. Хотя бы один предфинальный момент – съезд вниз рычагом и звенящая нота соло – убрать это и песни не будет. То есть, она будет совершенно другой. If 6 Was 9 - тяжеленный блюз на просто риффе, предвосхитивший и BlackSabbath и весь хэви-метал. Хендрикс не стал его «отцом», поскольку не фиксировался на таки отдельных вещах и игра гораздо, в разы шире стилистически и технически. И, как доказательство – вторая часть песни улетает в космос психеделическими звуками, аккордами, скрипами, звенящими нотками, стреляющими из канала в канал. И возврат к тяжелому риффу – только уже с хаосом барабанных дробей, джазом в ударных. «Sing on, Brother, playon drummer», - говорит Хендрикс в конце и драммер играет все, что у него на душе, а миллионы звуков летают вокруг его установки. You Got Me Floatin’ выплывает из небытия и превращается в тяжелый фанк, все в первую долю – до рефрена, куда въезжает громоподобный бас. И рисунок меняется, меняется все. Но фанк остается. Черная, гипнотизирующая музыка. Полеты гитары, полеты, полеты – иллюстрация действия гипноза, вдруг улетел бас – остановился, гитара превратилась в терменвокс – и бас нашелся, врубился вместе с адским аккордовым чесом. Чистый вудуизм. Casltles Made Of Sand – еще одна, в продолжение Little Wing - невиданной красоты баллада с джазовой, но очень тяжелой и свингующей ритм-секцией вся лежащая на гитаре, играющей контрапунктом к голос мелодию, включая обратную запись. Хендрикс зло шутил над слушателями, сочиняя и записывая красивые баллады, которые не хочется петь под акустическую гитару – он вплетал свое электричество необходимым элементом в «просто песни». И они становились сложными и на несколько порядков ярче. Психеделичаская She’s So Fine спетая Ноэлом Реддингом – звучит как что-то недостижимое для раннего барреттовского Pink Floyd, а One Rainy Wish – еще одна баллада, блестяще спетая Хендриксом – чистым голосом, точно интонируя и вкладывая столько чувства, сколько и гитарной игры. И, конечно, с тяжелой гитарной – многогитараной, можно сказать – частью. Тяжелой, но не давящей – как и все, что делал Хендрикс. Прозрачность даже в самых сложных и громких вещах, тонкость при напоре, чуткость в драйве, несовместимые вещи, которые удавалось совмещать Хендриксу. Little Miss Lover – режущий бас, ритм-гитара с кваком, снова монументальный фанк, орущая, воющая гитара, сухая и шершавая, адский, то, что называется, грув. Заглавная песня – нежный блюз с очередным бенефисом гитары Хендрикса, которая без искажений звучит еще великолепней, чем с десятком обработок. Закрученная флэнжером песня улетает под финал альбома – прощайте! Точно выстроенная драматургия альбома – от начала к финалу столь же продумана, как и каждый записанный звук любого из инструментов. Все песни насыщены таким количеством студийной «химии», что на концертах в аутентичном виде их исполнить невозможно – Хендриксу то удалось в нескольких номерах, но по сути, это чисто студийный альбом, где студия является еще одним музыкальным инструментом – необходимым и важным. Это потрясающая запись, копаться в ней и разбирать ее можно годами, каждый раз получая удовольствие как от, собственно, музыки, так и от открытий, сделанных в момент прослушивания.