Своего расцвета татуировка достигла в Эдо, который уже в XVIII веке стал городом миллионником. Жителями, среди которых она была особенно популярна: пожарные, курьеры и азартные игроки. Большинство дизайнов были основаны на укиё-э, при этом ирэдзуми и укиё-э стали настолько переплетены между друг другом, что и создатели гравюр, и татуировщики назывались хори (от глагола 彫る—вырезать), так мастеров ирэдзуми называют и на поныне.
Татуировка обрела популярность среди работников, которым часто приходилось работать в одних набедренных повязках фундоси. Разрисовывали тело строители-высотники тоби, которые занимались строительством, подготовкой к праздникам, а также охраняли улицы и играли роль пожарных, курьеры хикяку и работники других профессий. Это люди, которым во время работы одежда мешала, а без неё они чувствовали себя слишком раздетыми, а потому украшали себя татуировкой. В конце концов татуировка стала восприниматься настолько неотъемлемой принадлежностью тоби, что иногда организации городских домовладельцев оплачивали татуировку молодым строителям, которые её ещё не имели. Татуировки тоби, что сражались с огнём во время частых пожаров, считались гордостью и украшением кварталов, где они жили.
Тоби часто носили татуировки с драконами. Считалось, что драконы могут вызывать дождь, и это был один из способов магической защиты. С ростом спроса на татуировку это искусство, начинавшееся с изображения письменных знаков и простых рисунков, постепенно развивалось, рисунки становились всё большими по размеру и усложнялись, что привело к появлению особой профессии татуировщиков, которые профессионально украшали кожу человека.
Несмотря на распространение среди масс, отношение государства к тату было суровым. Среди самураев она была непопулярна, так как конфуцианство не одобряло нанесение увечий своему телу, что ещё раз подчёркивало нишу ирэдзуми. Сёгунат не раз издавал приказы о запрете татуировки, а использование тату в качестве дополнительного наказания для преступников не было воодушевляющим фактором, чтобы украсить своё тело тушью. Так, с 1720 года в качестве дополнительного наказания некоторым преступникам наносили татуировку на лоб или руку. Впрочем, ирэдзуми оставалась популярной несмотря на все препятствия времени, поэтому европейцы, прибывавшие в Японию: туристы, моряки, представители западных государств, отмечали в своих описаниях страны мужчин, ходивших в одних набедренных повязках и полностью покрытых татуировками.
Революция Мэйдзи
Именно с революцией Мэйдзи и приходом европейцев ситуация стала ещё хуже и японское правительство взялось за татуировку всерьёз. Шёл активный процесс вестернизации общества, и возможно из-за опасений, что подобные виды производят на иностранцев впечатление варварских обычаев, в 1872 году были приняты законодательные ограничения в отношении татуировщиков и клиентов. За нанесение татуировок предписывалось выплачивать штраф, люди с татуировками должны были платить за разрешение носить татуировку легально. Есть упоминания о рейдах полиции на тату-салоны: они изымали и уничтожали материалы, сборники работ, препятствуя бизнесу татуировщиков.
Впрочем, были и плюсы в увеличении числа иностранцев в Японии. Во второй половине 19 века иностранные моряки переполняли японские порты, и когда они заметили ирэдзуми, которые были чаще всего у японских курьеров и и рикш, многие хотели наколоть себе их на память. Чтобы удовлетворить моряков вопреки недавнему запрету правительство Мэйдзи разрешило японским татуировщикам делать свои мастерские в территориях, специально предназначенных для пребывания там иностранцев, таких как Йокогама, Кобэ и Нагасаки. Эти татуировщики, по некоторым записям, накололи татуировки ¾ всех посетителей Японии конца 19 века. Японцам же все ещё не разрешалось накалывать себе татуировки.
Приход европейцев так или иначе нанёс удар по традиции ирэдзуми, но одновременно открыл новые возможности для её легализации. Интерес людей Запада к японской татуировке был настолько высок, что в посольствах предпочитали использовать рикши, в которых человек был татуирован. Да и сами европейцы были не прочь увезти к себе на Родину в качестве сувенира что-то необычное на своём теле. Самые известные из них — Николай II и Георг V, которые сделали себе татуировку, будучи ещё не монархами, а великим князем и принцем соответственно. Интерес европейцев стало причиной, по которой салоны ирэдзуми снова открылись: пусть официально только для иностранцев, у мастеров ирэдзуми появилась возможность продолжать заниматься своим делом.
К сожалению, это не отменяло всех тех невзгод, которые на выпали остальным мастерам японской татуировки. С введением ограничений мастера татуировки в рекламе и на вывесках указывали изготовление рекламных плакатов, бумажных фонарей, а на самом деле скрытно зарабатывали на жизнь татуировкой. Из-за таких неудобств для людей их профессии некоторые татуировщики перебирались жить за рубеж – в Гонконг, Сингапур, на Филиппины, в Таиланд, Индию, Англию и США. Об этом мы знаем благодаря исследованиям Кояма Нобору, в основном жившего в Англии, и его последователей.
Многие такие татуировщики оседали вблизи портов и обслуживали моряков и пассажиров, другие же перебирались с места на место, останавливаясь в гостиницах. Например, мастер татуировки, который представился журналистам из газеты как Ёсисукэ Хоритоё и работал в конце XIX и начале XX века в Лондоне и Нью-Йорке, рассказал им, что ему приходилось работать и в Китае, Гонконге, Париже и других местах, и что в Гонконге он делал татуировку первому президенту Филиппин Агинальдо.
Искусство японских мастеров ирэдзуми было очень популярным, но клиенты в основном предпочитали небольшие тату. Клиентов, заказывавших большие татуировки, как в Японии, которые делались долгое время, было мало, и проявить своё умение в полной мере они не могли.
Всё вышесказанное свидетельствует о том, что длинная история ирэдзуми вобрала в себя много событий: от использований в качестве оберегов и средств наказания до практически неотъемлемой части городской жизни как в искусстве (Кабуки, гравюры), так и среди простого населения. Резюмируя же историю японской татуировки до Второй Мировой, можно отметить невероятную для человека непосвященного тенденцию: японскую татуировку сохранялась и была доступнее не в Японии, а в других странах.
Конец 2 части статьи об истории ирэдзуми.
Источники использованных в статье иллюстраций:
Гравюры с актёрами театра Кабуки в роли пожарных:
・Results – Advanced Search Objects – Museum of Fine Arts, Boston (mfa.org)
Ирэдзуми на мужчине в фундоси
・Irezumi - Wikipedia
Ирэдзуми в качестве меток на преступниках
・Crime and punishment in Japan during the Edo Period included tattooing the faces & arms of criminals | Dangerous Minds
Николай II и его татуировка на руке
・The Dragon Of Nicholas II Of Russia. – Sang Bleu
Герцог Йоркский (в будущем Георг V) делает себе татуировку:
・タトゥーとは何か?暴力化か、おしゃれか、アートか?【Art+Thought】 |ミライノシテン (mirainoshitenclassic.com)
Источники, использовавшиеся при написании статьи:
- Мещеряков А. Н. Книга японских символов. Книга японских обыкновений. М.: Наталис, 2003. С. 477–489.
- История японской культуры: учеб. пособие для вузов / отв. ред. А. Н. Мещеряков. М.: Наталис, 2011. С. 301–308.
Материал подготовили: участник проекта «Диалоги о Востоке» Никита Сайфуллин (vk.com)
Редакторы статьи: Александр Сабанцев (vk.com), Екатерина Козлова (vk.com)
#японскаятатуировка #ирэдзуми #япония #история #культура