Уже на самом высоком уровне слышны речи о предстоящей отмене Болонской системы. Правда, пока никто с цифрами и фактами не объяснил, чем эта система плохая? И почему тогда она была принята? Пришли империалисты и приказали делать, как на презренном западе, и целых двадцать лет мы стонали под ее гнетом и не могли избавиться, как в своё время от монголо-татарского ига (которого, впрочем, и не было, как теперь нужно говорить?)
Или она была хорошей, когда принимали, а теперь стала плохой? Тогда кто её испортил и зачем? Или просто очередной начальник сказал, что всё было неправильно и нужно по-другому?
Является ли слом Болонской системы началом нового этапа реформы многострадального образования? Кто-то радостно потирает руки: теперь и ЕГЭ отменят, наступит воля! А то-то замер в ожидании и предвкушении: опять введут вступительные экзамены в вузы, и снова к преподавателям этих вузов выстроится очередь будущих абитуриентов с пачками денег, и снова прозвенят трели телефонов, напоминая, то «сына Филиппа Петровича нужно внести в список внеочередников вне очереди», и снова начнутся консультации на дому, то есть диктовки ответов на вопросы билетов вступительных экзаменов с комментарием преподавателя-экзаменатора-репетитора: «Запомни, на третьей минуте твоего ответа я тебя прерву и задам неожиданный вопрос, запиши этот вопрос и ответ на него!»
Просто механически отказаться от системы 4 + 2 не имеет смысла, если министерство начинает браться за высшую школу, нужно проанализировать рациональность существующих специализаций – не секрет, что масса вузов существует только для того, чтобы дать отсидеться от призыва в армию.
Но «как нам обустроить» систему высшего образования – это отдельный разговор, который подразумевает в первую очередь определение стоящих перед системой высшего образования стратегических задач. Кого и сколько готовить? Будет развиваться производство, нужны стране инженеры? Или по-прежнему выпускать потоки экономистов-юристов-политологов, чтобы они шли в «менеджеры торгового зала»?
Если задача поставлена самая простая: подлаживались раньше под любимый Запад, сейчас Запад стал проклятым, так мы ему назло отменим Болонскую систему, пусть дрожат от нашей независимости – тогда не стоило и огород городить.