Никогда не читайте твиты американских кинокритиков перед просмотром новинок от A24. Новый фильм создателя «Аннигиляции» и «Из машины» уже успели назвать «сложнейшей головоломкой», «самым шокирующим киновпечатлением года», «новым словом в кино» и «выносом мозга». Гарленда, конечно, есть за что похвалить, но не настолько.
Недавно овдовевшая женщина (чудесная Джесси Бакли из «Думаю, как все закончить» и «Чернобыля») снимает двухэтажный дом в английской глуши, чтобы немного перевести дух. Если вы видели больше одного фильма ужасов, то догадаетесь, что эта затея до добра не доведет.
«Род мужской» из тех фильмов, что напоминает десяток-другой картин, но отчаянно пытается удивить. Иногда это и правда получается. Гарленд-режиссер гораздо интереснее Гарленда-сценариста: он великолепно нагнетает напряжение звуком (и нет, это не банальные «бу-эффекты» с басами и резкими скачками громкости), создает сюрреалистический эффект светом, мастерски работает с пространством. Представленная в трейлере фильма сцена в тоннеле, где героиня Бакли «говорит» со своим эхо, станет классикой современного хоррора. Есть и много других эффектных находок, которые еще успеют растащить на цитаты.
«Род мужской» — самая амбициозная режиссерская работа Гарленда и, пожалуй, самая слабая. Это образцовый пост-хоррор, ставящий задачу не напугать, а поговорить про болезненные психологические травмы и незаживающие душевные раны, но у того же Ари Астера этот разговор был куда живее и не сводился к психотерапевтическим банальностям. Фильм рассыпается на череду эффектных эпизодов, кажется очень рыхлым. Но главная его проблема в том, что разгадку всей «головоломки» автор вкладывает в уста персонажей, что сводит на нет все усилия сделать сложное и многослойное высказывание.
Впрочем, стоит порадоваться, что эта несовершенная, но амбициозная и во многом занятная работа все-таки добралась до российского проката. Эта картина достойна экрана побольше и саунд-системы погромче.
Больше текстов о кино в нашем телеграм-канале: