В Шавуот в ашкеназийских общинах принято читать Книгу Руфь. Руфь – это моавитянка, добровольно и бескорыстно принявшая иудаизм (прошедшая гиюр). Именно ее история считается образцом для всех, решивших присоединиться к еврейскому народу. Считается, что пройти гиюр человек может только на основе собственных религиозных убеждений, а не под влиянием внешних факторов. Например, желание сдать экзамен, лишь потому что человек влюблён в еврея, является недостаточным. Кроме того, если Вы обратитесь в синагогу и скажите, что хотите стать иудеем Вам откажут три раза.
Так, по традиции, отсеиваются люди, неуверенные в своих устремлениях. Сам процесс прохождения гиюра небыстрый и может занять несколько лет. Сначала претендент слушает курс, потом сдаёт экзамен. Строгость требований зависит конечно от экзаменатора. В Израиле считается, что сдать экзамен в ортодоксальной общине достаточно сложно. Допустим, недавно на экзамене женщину спросили можно ли совершить омовение рук в субботу водой из подтекающего кондиционера, собранной в ведро? Сопровождающая претендентки, отучившаяся в религиозной школе, не смогла бы ответить на такой вопрос.
Но есть и удачные примеры вхождения в еврейский народ и для подтверждения этого я бы хотела бы рассказать вам историю семьи своей бабушки по отцовской линии. Она родилась в селе Привольное.
До 1991 года большинство жителей этого азербайджанского села составляли этнические русские, высланные в 1839 году с территории Поволжья за принятие иудаизма. До революции подобные люди назывались жидовствующими и считались опасной сектой. Их быт был очень интересен, так как совмещал в себе с одной стороны строгое соблюдение религиозных заповедей, а с другой стороны русские обычаи.
Стоит отметить, что после 1991 года некоторые жители репатриировались в Израиль и еврейское государство считало их – этнических русских, выросших в мусульманской стране, - настоящими евреями.
КСЕНИЯ ЛАШКОВА
СТУДЕНТКА ПРОГРАММЫ ЛЕХАВА