Найти тему

Ротор - двигатель изменивший Mazda

Что ты такое?

Как мы все знаем, в простом и понятном Поршневом ДВС (Двигатель Внутреннего Сгорания) есть Поршни и Клапана, Клапана умеют отрываться и подавать смесь топлива и воздуха, а Поршни двигаются, будучи прикреплёнными к Коленчатому валу. Это движение, или же Возвратно-поступательное движение, образует Энергию, но только когда внутри есть горючее, и есть куда его сбросить. Эту роль исполняют Клапана, они дозировано подают Поршням топливо-воздушную смесь, а потом дают выход остаткам работы, Поршни совершают 2 полных движения, или для удобства 4 такта (4 неполных движения туда-обратно). эти 4 такта получили имена: 1. Впуск, 2. Сжатие, 3. Рабочий ход, 4. Выпуск. 1 такт - Подача смеси, 2 такт - Её сжатие, 3 такт - Детонация смеси (Поджог или как вам ещё удобно) и разжатие, 4 такт - Выпуск продуктов горения на свободу. И выглядит это действо так: там понятней.

То что вы прочитали выше относится ко всем 4-х тактным ДВС (ещё есть 2-х тактные). Но всё же на вопрос про ротор я так и не ответил, но теперь вы знаете один из фундаментальных принципов двигателе-строения в автомобилях.

Обратим внимание, что все автомобили сейчас работают на 4-х тактовых моторах, и значит Роторный двигатель тоже 4-х тактный, но особенность его заключена в особом расположении поршней, чтож можете на него взглянуть.

РДВС в разрезе
РДВС в разрезе

А теперь к конструкции, мы можем наблюдать в центре: Ротор (треугольный бублик (ещё это называют Треугольник Рёло)), Эксцентриковый вал (торчит из бублика) и ещё хорошо видно Статор (То, куда бублик и вал засовывают). Напрашивается один вопрос, а что-то на 4-х тактный двигатель не похоже, да? Я вдаваться в дебри не буду, да и объяснять у меня не особо получается, лучше посмотрите видео.

Вот, теперь мы можем говорить об этой интересной штуке. И надеюсь на вопрос, "что же это такое?" я ответил.

Ротор, Начало

Вальтер Фройде и Феликс Ванкель

Феликс Ванкель, отец всех РДВС
Феликс Ванкель, отец всех РДВС

А вот фотографии Фройде нет, ну чтож, что есть, то есть.

Простой Немецкий инженер, из компании NSU, придумал совсем новую концепцию двигателя, и имя этому инженеру было Феликс Генрих Ванкель. Возможно именно такой была бы история если бы не 2 мировые войны, а на деле РДВС (Роторный Двигатель Внутреннего Сгорания) был идеей жизни Ванкеля. Уже в 1924 году, будучи на самостоятельном обучении, Генриху придёт идея о Роторно-Поршневом Двигателе (РПД). А в 1936 году этой идеей заинтересуются BMW, и выделят целую мастерскую в Линдау и финансирование, хоть и под присмотром министерства авиации страны, которую нельзя называть. И лишь в 1954 году, удастся найти оптимальную камеру сгорания под РПД и вместе с Вальтером Фройде, доведёт Ротор до первого серийного производства.

NSU и первый серийный Ротор

NSU Spider

Первый в мире роторный автомобиль. Двух-местный кабриолет NSU Spider оснащался на момент 1964 года передовым ротором с объёмом в 0,5 л. и 1 поршнем. Всего было произведено 2375 таких моделей а цена была 2979$. В 1967 году Spider сняли с производства, но он успел появиться в автоспорте с частной командой, в 1966 году Аль Оже одержал на нём победу в Калифорнии, причём соревноваться ему пришлось с моторами объёмом в 0,85 л. но ему это не помешало стать первым.

NSU Ro 80

NSU Ro 80 1967 года выпуска, показательный автомобиль для ротора. Уже второе поколение Двигателя Ванкеля, было установлено в него и умел он на объём в 1 л. выдавать 113 л. с. Правда пользовался автомобиль дурной славой, мотор не переживал ресурс в 50 т. км и требовал капитального ремонта. Впрочем при всех его недостатках за 10 лет на конвейере было продано 37204 автомобиля. Впрочем это был последний автомобиль выпущенный из под крыла NSU в 1977 году их купят Volkswagen.

Mazda покупает патент

Но что же мы всё про Немцев да про Немцев, ведь именно Mazda "озолотили" ротор. Но откуда у них вообще появился ротор?

До 1960 года Mazda занималась производством трёхколёсных грузовиков, первый серьёзный автомобиль появился лишь в 1960 году и была это Mazda R360.

Но не всё так просто, Mazda были знакомы с NSU, причём не без их помощи удалось наладить производство Carol 360 и Carol 600, они погоды как бы не сделали, да и ротор в них не устанавливался, но они стали толчком сближения. И уже в 1963 году Японцы представили первый РПД а через 4 года первый автомобиль с РПД.

Модельный ряд пополняется

Mazda Cosmo

Mazda Cosmo

Mazda Cosmo - первая победа Mazda на поле всего в Японии, из своего первого двигателя 40A 1963 года, который скорее был стендом испытаний, чем мотором в своей природе, Японцам удалось создать серию моторов 10A. И два из них устанавливались в Mazda Cosmo это были 2-х секционные 10A 0810 на 110 л. с. и 982 см^3 объёма, и 10A 0813 на 128 л. с. и 982 см^3 объёма. Кстати в 1968 году Mazda решили заявить о роторе и записали 2 Mazda Cosmo на 84-часовой Marathon de la Route проходившей на Нюрбургринге.

Mazda CD Cosmo

CD Cosmo или же известная в мире как RX-5. Вторая Cosmo в серии была одной из самых успешных Японских роторных автомобилей, лишь в первый год продали более 55000 штук. Уже тогда машины начали постепенно оснащаться самым популярным РД с именем 13B который простоял на конвейере более 30 лет, мотор объёмом в 1,3 л. и мощностью ~130 л. с. Правда на экспорт RX-5 выйти не удалось и её впоследствии заменила RX-4.

Mazda HB Cosmo

HB Cosmo или же Mazda 929 была уже не самой популярной роторной машиной, её догоняла вышедшая с 1986 года RX-7 в кузове FC3S и Cosmo пришлось уступить, но она оставалась самой комфортабельной роторной Mazda. Обзавелась Cosmo лишь новым после прошлого поколения мотором 13B-RESI на 135 л. с. и ещё был модифицированный ранее устанавливавшийся 12A - 12A Turbo и при объёме в 1,2 л. давал 160 л. с. мощности.

Mazda JC Eunos Cosmo

Новый бизнес-класс вышел в 1990 году, и стал единственной роторной Mazda оснащавшейся 3-х секционным РД. мотор 20B-REW имел объём 2 л. и развивал 300 л. с. и ещё он был Twin Turbo, но 13B-RE также был доступен к покупке правда это уже 2-х секционный турбированный ротор выдававший на неизменный объём всей серии в 1,3 л. все 235 л. с. К сожалению это последняя Mazda Cosmo, всё закончилось на самых низких продажах среди всей серии, всего было продано 8875 автомобилей из них лишь 40% были с 20B-REW. На этом закончился путь Cosmo но не всей роторной линейки.

Mazda RX

Mazda RX-2

Совсем мало известно про модель 1970 года, но именно с неё появились все последующие RX. Устанавливался сюда мотор серии 10A 0866 появившийся через год после самой модели, мотор был простым 2-х секционным, единственное что его выделяло это REAPS (Rotary Engine Anti Pollution System), кажется что-то интересное, сверхтехнологичное, а на деле это просто новый чугунный тепловой дроссель. Мотор умел при объёме в 1 л. давать 105 л. с. мощности, но также устанавливался ранее упомянутый 12A 1,2 л. мотор с мощностью 130 л. с. И на этом всё про неё

Mazda RX-3

Производившаяся аж до 1978 года RX-3, проявила себя скорее как спортивная зажигалка, ибо именно ей удалось остановить победоносное шествие Nissan Skyline GT-R, и да это всё ещё была проба пера, но которая очень сильно ускорила становление ротора на конвейер, В машину устанавливали такие моторы как 10A 0866, 12A и 12B все из них уже появлялись на RX-2, но вот 12B устанавливался с 1974 года на обе модели и разгонялся до 130 л. с. но в серию он не вошёл, так и остался с RX-2 и RX-3.

Mazda RX-4, Mazda Luce R130

Mazda RX-4 1972 г.
Mazda RX-4 1972 г.
Mazda Luce R130 1969 г.
Mazda Luce R130 1969 г.

RX-4 и Luce R130 я решил объединить так как строились они на одной базе и практически родственны.
RX-4 или же Mazda Luce LA2 для родного рынка выпускалась с 1972 года, устанавливался на неё мотор 12A (120-130 л. с.) а впоследствии ему на смену пришёл 13B развивавший тогда 130 л. с. Также машину оборудовали независимой подвеской типа McPherson спереди и мост сзади.
Luce R130 же выпускался с 1969 года, оснащался так же мотором 12A и новым мотором 13A (не путать с 13B) построенным специально для переднего привода. развивал мотор 126 л. с. с объёма в 1,2 л. Больше Mazda не экспериментировали с передним приводом.

Mazda RX-5

это Mazda CD Cosmo просто экспортировавшаяся за рубеж Японии.

Mazda RX-7

Mazda RX-7 FB3S

Начало легенды, именно с модели RX-7 началось реальное роторное доминирование Mazda. Мотор 12A на 105 л. с. а потом случился рестайлинг и мотор приобрёл турбонаддув и выжал 165 л. с. Дизайнером же стал Матасабуро Маеда, а сын Икуо дал дизайн RX-8. Не только дизайнер сделал красивый вид, инженеры смогли сделать этот вид очень лёгким, машина весила 1100 кг, на это так же сыграл ротор, вес всех моторов еле превышает 100 кг и колеблется в районе 110-120 кг, при этом сам мотор был смещён ближе к центру автомобиля, что дало больше среднемоторную компоновку хоть и называют её переднемоторной. При этом FB также обладала совершенной повеской 4-звенной независимой задней подвески. До сотни FB долетала за 9,7 с. По итогу продали их в количестве 474565 штук.

Mazda RX-7 FС3S

Новая RX-7 немного сместила угол от спорта к большей мягкости, чему свидетельствовали новые функции подвески, такие как: DTSS и AAS, DTSS работала так: система при спокойных не нагруженных условиях на дороге позволяет лишь немного опираться на носок колеса, а при больших нагрузках передавала больше нагрузки на носок, а AAS: компенсировала изменения развала-схождения на дорожном покрытии. Мотор установили в RX-7 13B-DEI тот же 13B но с системой переменного впрыска. Развивал мотор от 146 до 200 л. с. в зависимости от года и модификации. также были 2 Турбо версии Turbo-I (просто турбо) и Turbo-II (добавили твинскрольный (двухканальный) нагнетателем). Дизайн же был придуман Акио Учияма (Akio Uchiyama).

Mazda RX-7 FD3S

Дизайн же для FD дали Йоичи Сато и Ву-хуан Чин, причём последний дал ещё дизайн не безызвестной Mazda MX-5 Miata. Мотор снова был улучшен, теперь перед нами Twin Turbo 13B-REW с мощностью 252 л. с. и впоследствии увеличивший мощность до 280 л. с. Самым интересным является, что первый турбонаддув начинает раскручиваться на
1800 об/мин и заканчивалась на 4000 об/мин а следующая турбина включалась на 4500 ом/мин, из-за чего переключение передач только ускоряло машину. Во многом именно FD стала появляться в автоспорте чаще чем 1 раз в Лемане, даже была специальная версия SP которая по итогу выигрывала 12 часов Eastern Creek 4 года подряд и даже заняла подиум в ралли Targa Tasmania.

Mazda RX-8

Новая роторная Mazda стала выпускаться на новом моторе, Renesis, хотя на деле это всё тот же 13B только теперь 13B-MSP который является атмосферным и развивает до 237 л. с. Оснащалась она 5 и 6 ступенчатой МКПП и 4 и 5 ступенчатой АКПП. А ещё была MazdaSpeed версия на 250 л. с. И это была единственная роторная машина которая приехала к нам на рынок, просили за неё где-то в районе 1,2-1,5 млн р.

Mazda Rotor и Спорт

787B

Mazda 787B
Mazda 787B

В своё время, Mazda очень хотели доказать что ротор может быть ещё быстрее, да настолько что сделали целый Ле-ман мобиль, причём на роторном двигателе. Этим двигателем стал 4-х секционный роторный мотор R26B.

R26B
R26B

Этот страшный убийца всего по задумке Японцев, умел из объёма 2,6 л. выдавливать 700 л. с. и крутился аж до 9000 об/мин. Вообще R26B не является первым 4-ч секционным ротором, до него был ещё 13J который ставился в Mazda 767, чуть более раннюю версию 787B.

По итогу, Mazda приехали на главное событие года "24 Hours of Le Mans" в 1991 году, и 787B под управлением Джонни Херберта, Фолькера Вайдлера и Бертрана Гашо показала первый результат, только через год FIA (Federation Internationale de l'Automobile) запретили ротор как двигатель для участия в организованных при их участии соревнованиях (Включая Ле-Ман). После этого Mazda последний раз выступили на той же 787B, только с шасси от Jaguar XJR-14 и V10 и сместили приоритет в поставку моторов на соревнования, в которых всё ещё использовался ротор.

Да помимо 787B было очень много других попыток достичь заветного, но про это есть крупная статья от нашего корреспондента, но если я начну её переносить, то история в Ле-Мане составит добрую половину всего, так что советую прочесть, всё очень понятно и подробно.

Куда же пропали Mazda с ротором сейчас

Теперь пришло поговорить о проблемах этих моторов: 1. Особо низкий ресурс (200000 км могла проехать RX-8 при том что на 100000км вы откапиталите мотор и будете очень любить машину) 2. Особо высокий аппетит как по маслу так и по бензину. По итогу всё это приводило к падению продаж, окончательно упав практически до считанных едениц

График продаж всех машин с ротором
График продаж всех машин с ротором

График не полный, но сполна отражает реальность бытия ротора.

На самом деле это ещё не всё

Кто ещё делал РПД?

Но помимо Mazda патент на РПД развивали Citroen и неожиданно АвтоВАЗ. Учитывая что Citroen выпустили в серию лишь один автомобиль, то по сравнению с ними АвтоВАЗ просто повелители РПД.

АвтоВАЗ проект "Ротор"

Неожиданно, но факт. Это правда что инженеры ВАЗа придумывали там какие-то невероятные штуки, но всё по порядку.
Наверное всем уже понятно что ветер дул не потому что машины хотелось мощнее, или потому что идеология, как у Mazda, нет всё потому что из-за пережитков холодной войны требовалось найти какие-нибудь новые решения для авиации, желательно куда производительнее чем сейчас. Глаз упал на не так давно начавший популяризироваться мотор Ванкеля. По итогу в 1973 году был дан указ, придумать свой Ротативно-Поршневой Двигатель. Понятно то, что патент никто не покупал, инженерам просто достали мотор от Mazda RX-2 и так сказать намекнули на разбор. И уже в 1976 году ВАЗу удалось представить ВАЗ-301, правда он оказался слишком сырым даже мелкосерийной установки, но его оценил сам Феликс Ванкель, который лично приехал посмотреть на РПД. Правда одним мотором ничто не ограничилось, уже в 1982 году была представлена ВАЗ-21018 или же "Копейка" но с мотором ВАЗ-311 аж на 70 л. с. с одной секцией.

ВАЗ-311
ВАЗ-311

Всего было выпущено 50 машин с такими моторами 49 из которых вернулись через полгода за ремонтом, про последнюю история умалчивает. Конечно же после таких полевых экспериментов всем прилетело по шапке, но в глазах продолжал гореть огонь, в 1983 году появился мотор ВАЗ-411 выжимал мотор аж 110-120 л. с. и в том же году появился ВАЗ-413 уже на 140 л. с. которые устанавливались на разные модели "Жигули" и даже добрались до "Волги". Но ротором начали интересоваться не только автомобилисты, для авиации были сделаны моторы ВАЗ-416 и ВАЗ-426 в середине 90-х.
ВАЗ также не забыли и про ВАЗ-2108 "Восьмёрка" и разработали мотор ВАЗ-414 в 1987 году и мотор ВАЗ-1185 с мощностью в 40 л. с. угадайте для кого? Правильно, для "Оки" или ВАЗ-1111. В дальнейшем правда производство РПД для автомобилей временно свернули и направили свой взор на авиацию. Причём мелкосерийное производство ВАЗ-2105 "Пятёрка" с ротором всё же продолжалось.В конце концов ВАЗ вернулись к РПД и даже освоили его для "Самары" с новым индексом ВАЗ-415

ВАЗ-415
ВАЗ-415

Его устанавливали как на ВАЗ-2107 "Семёрка" так и на ВАЗ-2108 "Восьмёрка" развивал он 140 л. с. и мог разогнать автомобиль до 200 км/ч,впоследствии мотор успел побывать даже на ВАЗ-2110 "Десятка" и ВАЗ-2115 "Пятнашка", но всё закончилось в 2004 году, производство моторов было полностью остановлено, а в 2007 году частично оборудование было вывезено и утилизировано. На этом ВАЗ закончил производство ротора. Вот кстати таблица всего что сделал ВАЗ.

Да аж 38 пунктов, много
Да аж 38 пунктов, много

Кто ещё мог быть достоин упоминания?

Во многом я не сказал про большой объём автомобилей, но они так и не сыграли какого-то развития или не имели чего-то запоминающегося, например: я не сказал про Citroen, которые тоже пытались в ротор, но всё закончилось на одной модели, про то что даже Audi выпустили автомобиль на базе NSU Ro 80 и своей Quattro, не упомянул про большое количество производств Mazda, которые были, но лишь в небольших объёмах и чаще с Поршневым ДВС чем с РДВС. Там реальный список, но они не привнесли ничего, даже новых моторов.

Что же ждёт ротор в будущем?

Пока неизвестно, но учитывая тенденции возможно его спасёт водород или синтетика, а пока Mazda лишь обещали продолжение в виде Mazda Taida или RX-Vision у которых настолько мал шанс обрести серийное производство, что шанс этого события можно сравнить с выстраиванием планет в линеечку.

«RX-Vision – всего лишь концепт, демонстрирующий исключительно развитие дизайна. У компании нет планов по запуску такой модели в производство. Мне задавали этот вопрос уже 100 раз, но я не могу ответить на него положительно». Акира Марумото - Глава Mazda 2018 г.

Конец

Надеюсь статья не получилась ну слишком длинной и вам было интересно на протяжении всего времени. Мне бы очень хотелось чтобы вы оценили всё выше-написанное, можете ругать, хаять, хвалить, просто хотелось бы знать было ли вам интересно и может я что-то забыл, что было хорошо, а что так себе. Всё же спасибо что читаете мне очень приятно, и я постараюсь продолжить расписывать подобные истории дальше.

Авто
268,3 тыс интересуются