Широкое распространение нейронаук и нейротехнологий в образовании породило мифы, вызванные неправильной интерпретацией научных исследований. Из-за этого возникают образовательные методы и технологии, основанные на заблуждениях. Самые популярные нейромифы у преподавателей — утверждения о влиянии разницы в развитии левого и правого полушарий головного мозга на склонность людей к определенным предметам, о повышении эффективности усвоения материала в зависимости от способа получения информации и о том, что человек использует только 10% возможностей мозга.
Институт образования НИУ ВШЭ провел онлайн-семинар «Нейромифы в образовании: анализ распространения среди преподавателей вузов». Модератор семинара Екатерина Орел, заведующая Проектно-учебной лабораторией моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании Инобра, отметила важность учета нейрофизиологических элементов обучения для достижения академических успехов и необходимость разделять достоверные данные и мифы о влиянии работы мозга на результаты учебы.
Главные специалисты Лаборатории онлайн-обучения и анализа данных в образовании Института онлайн-образования Финансового университета Ольга Фролова и Мария Максимова представили результаты международных исследований о распространении нейромифов среди учителей и собственную работу об их популярности среди преподавателей отечественных вузов.
Ольга Фролова отметила, что последнее десятилетие в образовательных науках называют десятилетием мозга. Выросло число исследований о влиянии работы мозга, психологических факторов и нейронных связей на результаты обучения, активизировалось применение нейробиологических и нейропсихологических технологий в образовании. Пока нет единого термина, отражающего тенденцию их использования: ученые говорят об образовательной нейробиологии, нейрообразовании, нейропедагогике и даже нейродидактике.
Одновременно среди педагогов и интересующихся проблемами образования стали распространяться нейромифы и заблуждения. Наиболее популярные часто построены на неправильно истолкованных реальных научных данных, поэтому их трудно опровергнуть. Среди других причин возникновения нейромифов Ольга Фролова назвала доверие людей к нейробиологическим объяснениям, особенно если они дополнены изображением мозга. По многим мифам сняты фильмы, написаны книги и созданы образовательные технологии. Это порождает вредные идеи, негативно влияющие на практику. Педагоги считают необходимым наладить связи с нейробиологами.
Самыми распространенными нейромифами Ольга Фролова назвала заблуждения о влиянии разницы в развитии полушарий головного мозга на обучение и о повышении эффективности учебы, если учитывается предпочтительный способ получения информации (аудиальный, визуальный или кинестетический). Также мифом является утверждение, будто человек использует только 10% возможностей мозга, что можно исправить с помощью духовных техник и специальных упражнений.
«Есть идея, что у людей с сильной логикой лучше развито левое полушарие, у творческих индивидуумов — правое. Это миф, для обучения требуется синхронная работа обоих полушарий», — пояснила она. Нет также подтвержденных доказательств, что использование предпочтительных для человека методов получения информации улучшает ее усвоение. Также существующие научные данные говорят, что в обучении и работе мозг используется полностью. Потеря части мозга вследствие разных причин ослабляет когнитивные способности.
Среди других мифов Ольга Фролова отметила утверждение, что одновременное выполнение разных задач способствует успешному обучению: только 2,5% населения Земли могут справляться с многозадачностью.
Распространение нейромифов побудило ученых провести серию исследований. Например, в ходе опроса учителей школ и преподавателей вузов выяснилось, что наиболее популярными мифами, в которые верили около 90% опрошенных педагогов в Великобритании, Нидерландах, Греции, Турции и Китае, оказались два первых заблуждения, а также миф о том, что улучшение координации моторики способствует повышению грамотности. В Испании наиболее распространенным оказался миф, что ребенку следует изучить родной язык до изучения иностранного, иначе ни один не будет усвоен.
По данным международного обследования, самыми распространенными (около 75% доверия) оказались первые два мифа, заблуждение об использовании 10% мозга поддерживали около 60%.
По данным российского исследования, наиболее популярными мифами среди учителей школ и воспитателей детских садов (около 90% доверия) оказались заблуждения о влиянии разных методов восприятия информации, о возможности улучшить координацию между полушариями специальными упражнениями и о необходимости учитывать лево- и правополушарность при обучении.
Докладчицы провели исследование среди 147 преподавателей вузов, представлявших разные дисциплины, предложив им 25 вопросов, из которых 16 были правильными утверждениями и 9 — нейромифами. В среднем респонденты правильно ответили на 16–18 вопросов, больше 20 правильных ответов дали только 11% опрошенных. Больше всего респондентов (83%) верят, что перечитывание является эффективным методом запоминания материала. Более 80% верят, что люди лучше воспринимают материал в зависимости от способа его подачи. Свыше 69% опрошенных считают, что при обучении следует учитывать доминирование полушарий, а прослушивание классической музыки повышает когнитивные способности, хотя этому нет научных доказательств.
При этом большинство преподавателей согласны, что знания о мозге нужны и применение нейротехнологий полезно для обучения. Авторы подтвердили гипотезу о широкой распространенности нейромифов и недостаточного понимания принципов работы мозга.
«Какими мы видим перспективы: надо распространять научные знания про нейромифы, чтобы не искажать данные, влияющие на методику преподавания, совершенствовать профессиональные компетенции», — подытожила Ольга Фролова.
Выступившая в дискуссии научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ Анастасия Петракова считает, что широкое распространение мифов во многом вызвано разрывом между исследователями, изучающими влияние работы на обучение, и педагогами. «Важно организовать и выстроить диалог», — сказала она. Анастасия Петракова также полагает, что не все названные докладчицами нейромифы являются заблуждениями. Например, по ее мнению, стимуляция раннего развития ребенка способствует развитию его когнитивных способностей. «Теория о межполушарном развитии сложная, это грубовато используется, но есть потенциал налаживания межполушарного взаимодействия, это, возможно, не миф», — добавила Анастасия Петракова.
«Результаты интересны, при большем объеме данных и детальном статистическом анализе может получиться интересное продолжение. Большое спасибо за вашу работу, повышение нейрограмотности очень важно», — подытожила она.
Докладчицы отметили, что педагоги периодически направляют детей к нейропсихологу для проработки определенных навыков и что есть инструменты для налаживания межполушарного взаимодействия, но утверждение о повышении грамотности за счет улучшения моторики пока не доказано.
По их мнению, возможности психологов в старшей школе и в вузе повлиять на усвоение материала ограничены, поскольку к этому времени, в отличие от младшей школы, пластичность мозга снижается, но человек может сам стимулировать собственное развитие. «Люди учатся всю жизнь и даже в пожилом возрасте достигают успехов в учебе и спорте», — считает Ольга Фролова. Также повышение нейрограмотности поможет педагогам совершенствовать свои программы. Анастасия Петракова согласилась с важностью междисциплинарных исследований в области нейропедагогики и нейрограмотности.
В семинаре также приняли участие заместитель директора Института онлайн-образования Финансового университета Людмила Александрова, психофизиолог, продакт-менеджер «Нейроботикс» Александр Зонов, заведующий Лабораторией онлайн-обучения и анализа данных в образовании Института онлайн-образования Финансового университета Хажмухамед Этуев и доцент Института образования ВШЭ Татьяна Канонир.