Найти тему
Книжный мiръ

«Слова, проверенные человеческим сердцем, пережившим войну». Ко дню рождения русского писателя Виктора Некрасова (1911-1987).

«Из „Окопов“ Некрасова, как из „Шинели“ Гоголя, вышла вся наша честная военная проза».

(Владимир Лакшин)

Потомок аристократического рода Мотовиловых, правнук шведского барона, впоследствии подданного российской короны генерала Антона Вильгельма фон Эрна, венецианских дворян Флориани, родственник Анны Ахматовой – Виктор Некрасов, автор одного из самых правдивых и пронзительных произведений о Великой Отечественной войне – повести «В окопах Сталинграда». 

Молодой киевский архитектор, написавший письмо самому Корбюзье и получивший на него ответ, учащийся литературной студии, актер и театральный художник – это не разные люди, а все тот же разносторонне талантливый Виктор Платонович Некрасов. 

В самом начале Великой Отечественной Виктор Некрасов, несмотря на полагающуюся ему бронь, ушел в действующую армию, служил полковым инженером и помощником командира саперного батальона, с августа 1942 года – на Сталинградском фронте, в разгар исторической битвы воевал на самом сложном участке – у Мамаева кургана. Затем Юго-Западный фронт, Одесса, Польша – страшная дорога войны была пройдена практически до конца, и только в начале 1945-го капитана - орденоносца Виктора Некрасова списали по инвалидности.

Но война никого так просто не отпускала, давя воспоминаниями о скорбных и героических событиях и жаждой запечатлеть их, выплеснуть, поделиться… Уже в начале первого послевоенного года из-под пера Некрасова вышла полная личных впечатлений книга «На краю земли», написанная от лица лейтенанта-сапёра Юрия Керженцева, alter ego автора. По воспоминаниям друзей Некрасова, сам он не очень рассчитывал на ее издание, но, по счастью, рукопись попала в руки литературного критика, сына академика Бориса Келлера, Владимира Александрова. Александров передал рукопись Александру Твардовскому, но и рекомендация известного писателя не стала пропуском в печать: издательство «Советский писатель» отказалось публиковать книгу, показавшуюся, видимо, чересчур правдивой и откровенной. Настойчивый Твардовский отправил рукопись в журнал «Знамя», и повесть с измененным названием «Сталинград», наконец, увидела свет. После успешной публикации произведение переименовали еще раз, теперь уже окончательно - «В окопах Сталинграда».

Столь сложный извилистый путь книги к читателю завершился вручением автору Сталинской премии. С именем вождя народов связана и другая история, относящаяся к повести: в 1962 году Гослитиздат в рамках борьбы с культом личности потребовал убрать из текста упоминания о Сталине, на что Некрасов ответил следующей фразой: «От меня требовали, чтобы я вставил в повесть специальную главу, посвящённую Сталину. Я тогда отказался это сделать. Теперь от меня требуют обратного, но и на это я тоже пойти не могу. Не хочу грешить против правды». 

Честный и никогда не шедший поперек своей совести Некрасов и против космополитизма выступать отказался, поплатившись за это должностью зампреда правления Союза советских писателей Украины; обвинялся в организации «массовых сионистских сборищ», когда боролся за установку памятника погибшим в Бабьем Яре – месте массовых расстрелов в годы войны. «Здесь расстреляны люди разных национальностей, но только евреи были убиты за то, что они — евреи», - с горечью заметил писатель в статье «Бабий Яр».

После того, как в конце 50-х – начале 60-х гг. Некрасов посетил несколько стран капиталистического лагеря, а затем отразил свои впечатления в путевых заметках «По обе стороны океана», то сразу же был обвинён в низкопоклонстве перед Западом, подвергался обыскам (искали нелегальную литературу) и допросам, и, как следствие, исключен из рядов партии.

В 1971 году на издание новых книг Виктора Некрасова был установлен негласный запрет, а уже изданные произведения изъяли из массовых библиотек.

Виктор Платонович в отчаянии написал письмо генсеку Леониду Брежневу: «Я стал неугоден. Кому — не знаю. Но терпеть больше оскорблений не могу. Я вынужден решиться на шаг, на который я никогда бы при иных условиях не решился бы. Я хочу получить разрешение на выезд из страны сроком на два года». Ответа он, естественно, не дождался, поэтому подал документы на временный выезд самостоятельно. 12 сентября 1974 года 63-летний Виктор Некрасов в сопровождении жены Галины и собачонки Джульки улетел в Швейцарию. Стал невозвращенцем, в 1979 году лишился советского гражданства «за деятельность, несовместимую с высоким званием гражданина СССР». Достоин ли был писатель-фронтовик пережить столь страшную для него трагедию вынужденной разлуки со своей родиной, со своими читателями, лишиться воинских наград? 

… Совсем незадолго до смерти русского писателя и гражданина Франции Виктора Платоновича Некрасова парижские хирурги при операции извлекли у него последний осколок от вражеского снаряда - времен Сталинградской битвы.

📖 Строки из произведений Виктора Некрасова:

✍🏻 Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. Маленькие, как будто незначительные, они как-то въедаются в тебя, вырастают во что-то большое, значительное, становятся символом.

✍🏻 Мы будем воевать до последнего солдата. Русские всегда так воюют.

✍🏻 Надо на все трезво смотреть. Одним геройством ничего не сделаешь. Геройство геройством, а танки танками.

✍🏻 Людей, ничего не боящихся, нет. Все боятся. Только одни теряют голову от страха, а у других, наоборот, все мобилизуется в такую минуту и мозг работает особенно остро и точно. Это и есть храбрые люди.

✍🏻 Мы должны всей своей жизнью отрицать цивилизованное человеконенавистничество и общественное хамство. Ничего более важного, чем это, сейчас для нас нет, ибо иначе все общественные идеалы утратят свой смысл.

✍🏻 На войне узнаешь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она - как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!

Книги
3507 интересуются