Найти в Дзене

Глеб Беляков: "Турция: пособие по тому, как усидеть на двух стульях"

8 июня завершились переговоры Сергея Лаврова с главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу. Главными темами встречи стали продовольственный кризис и украинское зерно, заблокированное в портах. В результате переговоров сформирован следующий план: если Турции удастся договориться с Киевом и разминировать акваторию одесского порта, суда беспрепятственно дойдут до Босфора – своеобразный «зерновой коридор». Другой вопрос, как он будет реализован на практике и будет ли работать вообще.

Очевидно, что посредничество Турции в переговорах по украинскому вопросу поднимает её международный авторитет и авторитет Эрдогана, в частности. При этом Анкара заняла довольно неоднозначную позицию по СВО: с одной стороны, она не присоединилась к санкциям против России, блокирует вступление Швеции и Финляндии в НАТО, а с другой – осуществляет поставки оружия Украине и закрывает воздушное пространство для российской военной авиации, направляющейся в Сирию. Что за этим стоит? Давайте разбираться.

Решения Эрдогана необходимо рассматривать через призму политической ситуации в самой Турции. А она не столь благоприятна: в стране полным ходом развивается экономический кризис, инфляция достигает 73,5% (!), а реальные доходы населения постоянно снижаются. Как следствие, положение президента становится довольно шатким.

Для сохранения своей власти Эрдоган вынужден пойти на сотрудничество с ультраправыми силами из Партии националистического движения (ПНД). В результате на парламентских и президентских выборах 2023 г. правящая Партия справедливости и развития (ПСР) и ПНД выступят вместе в рамках «Альянса народа». Оппозиция во главе с лидером Народно-республиканской партии Турции (НРП) Кемалем Кылычдароглу также планирует выступить общим фронтом, и у них, надо отметить, весьма неплохие шансы на победу. Во всяком случае, были до недавнего времени. Эрдоган активно пользуется международной ситуаций и зарабатывает политические очки, представляя себя в качестве одного из мировых лидеров, который успешно отстаивает национальные интересы и независимость Турции. Судя по росту рейтингов поддержки президента, у него неплохо получается.

Турция стала единственным членом НАТО, напрямую заявившим о своём нежелании принимать в альянс Финляндию и Швецию (для одобрения заявки необходимо согласие всех членов). Но и здесь не всё так однозначно. Стали известны условия, в случае выполнения которых Турция (так уж и быть) изменит своё решение. Центральное требование – кардинальный пересмотр позиции Швеции и Финляндии по курдскому вопросу и отказ от поддержки курдских «террористов». Ультиматум выглядят заранее невыполнимым в полном объёме, тем не менее, учитывая экономические проблемы Турции, в обмен на некоторые торговые преференции часть пунктов может быть благополучно «забыта». И вот Швеция уже вступила в торг, предлагая Турции отмену оружейного эмбарго.

Правда, это совсем не означает, что Турция готова забыть курдский вопрос. Рабочая партия Курдистана – головная боль для Анкары уже более 30 лет; и успехи по усмирению курдского движения также могут повысить рейтинг президента. Тем более что среди оппозиции единства по данному вопросу нет, и в случае возобновления военных действий это может привести к расколу в рядах противников режима Эрдогана.

Судя по всему, Анкара весьма решительно настроена провести военную операцию на территории Сирии и зачистить север страны от «прокурдских» формирований (де-факто независимое курдское государственное образование Рожава); ну и получить доступ к крупным месторождениям нефти и газа, конечно… А куда без этого? В сети уже появляются сообщения, что 25-тысячная группировка турецкой армии сформирована и готова к атаке. Передел сфер влияния продолжается.

Турция – региональный лидер, который старается действовать в русле собственных интересов и играть на противоречиях других стран, выторговывая для себя лучшие условия. И пока весь мир наблюдает за развитием кризиса на территории Украины, правящий режим Турции решает собственные проблемы. И, кажется, мешать ему никто не собирается: в текущих политических условиях иметь Турцию в качестве союзника – слишком заманчивое предложение, чтобы обращать внимание на курдский вопрос. А курды в очередной раз остаются в гордом одиночестве с противником, очевидно превосходящим их по силе и ресурсам.

Глеб Беляков, политолог, колумнист экспертного клуба "Дигория"
Глеб Беляков, политолог, колумнист экспертного клуба "Дигория"