Более 400 лет русские живут в Сибири постоянно, и их культура приобрела некоторые особые, присущие только русским сибирякам, специфические черты.
Истинными сибирскими старожилами считают потомков первых первопроходцев, засельщиков новых земель - чалдонов (челдонов). В основном были они из северных областей России. Проживали они в Сибири до начала широкого добровольного переселения крестьян Центральной России к 1861 году.
Во второй половине XIX века сибиряки уже считали старожилами тех, кто прожил здесь более двадцати пяти лет. Старожильческими стали считать селения, возникшие не менее четверти века назад. За это время переселенец терял связь с родными краями, роднился с другими старожилами через детей, а его дети считали себя сибиряками и лишь понаслышке знали о родине отцов.
Крестьянин за такой срок становился середняком или зажиточным хозяином. Но более важной, по сибирским понятиям, была связь через «могилки»: за двадцать пять – тридцать лет родственники переселенца в сибирской земле находили вечный приют. Большинство старожильческих семей вели начало от одного предка или группы родственников, первых засельщиков края. Весьма распространены и сейчас такие фамилии старожилов, как Чащины, Потылицины, Патрушевы, Брюхановы, Черкашины, Литвиновы, Лалетины, Юшковы, Туровы, Привалихины и т.д.
"Первобытными" русскими жителями Енисейской губернии являются русские казаки. Казаки создавали поселения, где помимо исполнения своих прямых обязанностей занимались и чисто крестьянским трудом. Они пахали землю, заводили скот, строили заимки на местах, «удобных для хлебного обзаводу», охотились на пушного зверя и ловили рыбу, заводили нужные в хозяйстве промыслы и ремесла, они же первыми открыли торговлю с инородческим населением.
В XIX веке несмотря на возросший приток в край вольных переселенцев и ссыльных, естественный прирост, как и в XVIII веке, оставался главным источником увеличения численности населения. Благодаря лучшим, чем в центре страны условиям жизни, рождаемость в Сибири была близка к биологическому максимуму. Каждая женщина рожала 15—20 раз. И хотя выживал лишь каждый четвертый, естественный прирост перекрывал своими масштабами и вольные переселения, и ссылку.
Переселенческая политика П.А. Столыпина отличалась большей продуманностью и стала более привлекательной для самих переселенцев.
Исследователи, изучавшие жизнь переселенцев, отмечали, что рост их благосостояния начинался после 12-15-ти лет хозяйствования на новом месте. Трудолюбие и упорство переселенцев рождало экономическую стабильность их семей.
На увеличение числа русских поселенцев сказались следующие процессы, происходившие в стране: 1920-26 годы – крестьянская ссылка (раскулачивание), 1939 – 50 годы– массовые депортации, 1960 – 80 годы– трудовая миграция на строительные объекты края, 1990-ые – возвращение русских из бывших союзных республик.
Русский народ - тысячелетний земледелец, обладающий творческой жилкой в любом деле. Многие сибиряки стали выдающимися людьми в экономике, искусстве, литературе, художественном творчестве, науке. Так было задолго до новейшей истории. Императрица Екатерина II говорила: «Умён и лукав, как сибиряк»! А ведь лукавство - это гибкость ума и юмор.
Сибиряк сегодня - это воплощение классического русского человека, представителя русской титульной нации, стержень современного российского народа. В Сибири накоплен огромный опыт межнационального общения. Сибирский характер — это не только выносливость и неприхотливость, которую так ценили на войне.
Сибиряк более рационален, расчетлив, практичен, для него характерны инициативность и самостоятельность. Патриотизм по-сибирски – это и верность традициям, благодаря которым последующие поколения адаптированы к суровым климатическим и иным условиям, верность сохраняющимся праздникам, обычаям и правилам поведения в обществе. Патриотизм означает и чувство долга, верность данному слову, стремление к улучшению жизни на этой земле.