Многие автомобилисты уверены: машина должна работать на них, а не наоборот. Вложили средства в приобретение — начинается обратный процесс. Еще считается, что водитель не обязан разбираться в технике. Эти суждения верны. Но не без оговорок.
Обслуживание автомобилей: строго по мануалу?
Автомобиль — сложный агрегат. Срок его функционирования зависит от множества внешних факторов. В том числе от условий эксплуатации и обслуживания.
После получения ключей от авто вы вступаете с ним в деловые отношения. Нет, не с продавцом (там не отношения, там другое!). Машина обязуется возить вас, а вы — своевременно ее обслуживать. Проблема как раз в интерпретации этого самого «своевременно». Казалось бы, все прописано в сервисной книжке.
Например, в каком агрегате и с какой периодичностью производить замену технических жидкостей. Но так ли точен мануал? С одной стороны, «инженеры не дураки». С другой — руководство по эксплуатации или мануал пишут не только инженеры, но и маркетологи. А их задача — продать продукт большему числу пользователей. При выборе машины вы оцениваете не только ее стоимость, но и цену обслуживания, так ведь? Значит, продавцам нужно сделать видимость, что стоимость ТО ниже конкурентов. Как? Увеличив межсервисный интервал, например. Или заявив, что в агрегате масло залито на «весь срок службы». Но подвох в разнице между вашими ожиданиями и временем, заложенным производителем. Обычно это гарантийный период, а что будет дальше — его уже не волнует. Скорее, наоборот — завод заинтересован в том, чтобы вы сменили машину. Или стали частым гостем дилерской СТО, а ваши денежки потекли в нужном направлении 😊.
Перейдем к примерам?
Замена моторного масла
О том, что в моторе масло необходимо менять, знают все. Пардон, почти все. Бывают, оказывается, исключения. Как часто? Да все же написано в сервисной книжке! Читаем: раз в 15 000 км или ежегодно, смотря что наступит быстрее. Делаем вывод, что масло не вечное и может терять волшебные свойства. Факторы сокращения срока его замены прописаны в мануале. Только нужно не лениться и прошерстить его весь.
В программе ELSA сказано: при тяжелых условиях эксплуатации некоторые работы необходимо проводить до наступления срока следующего регламентного обслуживания или во время межсервисных интервалов.Тяжелые условия:
использование автомобиля для коротких поездок или в городском цикле;
частые холодные пуски двигателя;
длительная эксплуатация автомобиля в регионах с крайне низкой температурой;
интенсивное использование (например, в качестве такси);
частые поездки при значительной загрузке или перегрузке, а также с прицепом;
потребление дизельного топлива с повышенным содержанием серы;
условия сильной запыленности.
Нужна конкретика? Пожалуйста (скриншоты из программы ELSA):
И вишенка на торте:
Вам говорили об этом в салоне при продаже машины? Ой, вряд ли…
А вот для специальной техники пробег или срок не особо важен, там считаются моточасы.
К чему это? Да к тому, что от периодичности замены напрямую зависит срок беспроблемной работы сердца автомобиля. Не до полной остановки, а до признаков износа. Таких, как повышенный расход масла и топлива, потеря мощности, неуверенный запуск в холодное время. Да, речь не о десятках — о сотнях километров пробега. Важно правильно относиться к техническому обслуживанию с самого начала. Более частая замена продукта (относительно «разрешенного» производителем) после гарантийного периода мотору уже не поможет. Придерживайтесь разумного графика с первого дня, и 300 000 км — не предел!
Замена масла в трансмиссии
Повезло, если в машине трансмиссия обслуживаемая и есть четкий регламент замены масла. Хотя… мы выяснили, что оно быстрее «портится» в тяжелых условиях эксплуатации. А трансмиссия что, сама по себе работает? В идеальных стерильных условиях? Нет, она точно так же стоит в пробках, лезет в гору, тащит лодку на буксире. Но почему же интервал обслуживания к этим условиям не привязан? Загадка…
Чаще оказывается, что трансмиссия — та часть автомобиля, которая заправлена один раз «на весь срок службы» (маркетологи победили).
Есть два варианта: инженерам удалось создать узлы и агрегаты без трения, а ученым — вечные жидкости, либо кто-то лукавит. А если вспомнить, что далеко не все агрегаты производятся автомобильным концерном? На сайте производителя трансмиссий есть рекомендации по обслуживанию, в них замена масла — на первом месте.
Ладно, в автоматической трансмиссии жидкость — это рабочее тело, которое испытывает повышенные нагрузки в большом температурном диапазоне. Логично, что без смены коробка долго не проживет. А что по механике? Вот он — вечный агрегат! Если верить мануалу ☺
Давайте подумаем. В любом устройстве есть множество вращающихся деталей, а некоторые процессы происходят за счет трения. Да-да, речь о синхронизаторах. Со временем масло насыщается продуктами износа. Мелкодисперсная пыль превращается в абразив и приводит к износу поверхностей, с которыми контактирует.
Если даже взять за аксиому, что трансмиссионное масло вечное, то все равно его стоит регулярно менять хотя бы для выведения продуктов износа.
Жидкость в гидроусилителе руля
Система гидроусиления есть во множестве автомобилей. Ремонт рулевых механизмов, насосов, замена шлангов — частая работа на СТО. Почему? Да все потому же. В гидроусилителе жидкость — рабочее тело. Насос на выходе организует сжатие свыше 100 бар, отсюда повышение и нагрузки, и температуры. Армированные шланги со временем разрушаются, подвижные части насоса и рейки — изнашиваются, а куда деваться продуктам износа? К тому же в жидкости кроме устойчивой основы есть присадки против вспенивания со своим сроком годности. Замена стоит копейки по сравнению с ценой рулевой рейки или насоса. Чем не аргумент?
Замена охлаждающей жидкости
Не надо быть механиком или инженером, чтобы знать: антифриз — незамерзающая жидкость. Его правильный состав важен для долгой и надежной работы системы охлаждения. Навскидку его задачи:
Отвод тепла
Защита от замерзания и коррозии
Уменьшение кавитации
Электропроводимость
Предотвращение вспенивания и отложений
Смазка термостата, водяной помпы и вентилей
Связка минералов
Совместимость с эластомерами (прокладки, шланги)
Стабилизация значения водородного показателя pH
Повышение точки кипения
Выполняются они за счет различных присадок, которые не вечные.
Как часто менять антифриз? Зависит от основы — от 2-х до 5-ти лет. Но какой бы он ни был «долгоиграющий», слитый однажды возвращать обратно уже нельзя.
Замена тормозной жидкости
Если предыдущие «предметы обсуждения» влияют на ресурс и качество работы агрегатов, то от состояния тормозной жидкости напрямую зависят безопасность участников дорожного движения.
Важнейший параметр — температура закипания. При торможении выделяется много тепла, можно даже чайник вскипятить, и не один. Частично оно отводится через тормозные диски, но и жидкость нагревается. А если тормозить часто, например, на горных серпантинах или несколько раз подряд с высокой скорости до полной остановки, вероятность закипания велика. Качественный продукт с этим справится. Но, как у любого супергероя, у нее есть свой криптонит (отсылка к фильму про супермена, если кто не в теме). Это вещество гигроскопично. То есть впитывает влагу, причем весьма активно. Даже 3% воды существенно снижают температуру закипания, переводя жидкость в зону риска. Производители рекомендуют для профилактики заменять ее каждые 2 года, даже если машина не проехала ни километра.
И об этом знают почти все. Но мало кто задумывался о том, что влага в жидкости также опасна и для элементов тормозной системы, ибо любимое ее занятие — провоцировать появление коррозии.
Сэкономили на замене — позже придется потратиться на гидравлические цилиндры.
И не забывайте, что эта же жидкость заполняет контур системы выжима сцепления!
Правильный и своевременный уход за автомобилем предотвратит преждевременный выход из строя агрегатов. А значит, и большие затраты. Машина не подведет вас и прослужит долго!
Провести диагностику автомобиля на СТО ЕвроАвто по адресам
Посмотреть материалы про ТО
Пойдет как по маслу!
Замена масла в двигателе
Маслом кашу не испортишь. А коробку передач? Легко!*
Замена масла в АКПП
Замена масла в DSG-6 на Audi A3
Замена масла в вариаторе
Замена масла в вариаторе Jatco JF015E
Замена масла в вариаторе, замена масла в раздатке, замена масла в заднем редукторе
Замена масла в МКПП VW Polo
Аппаратная замена масла в АКПП
Аппаратная замена масла в вариаторе с помощью MAHLE ATX180
ВИДЕОУРОКИ: замена масла в АКПП VW Tiguan
Peugeot 208, замена масла в АКПП
FORD KUGA. Замена масла в АКПП
Замена антифриза в системе охлаждения автомобиля
Замена тормозной жидкости
Видео: замена тормозной жидкости