Свобода движений ребёнка, его самостоятельность и возможность выбора 一 ключевые принципы, на которых основывается наше производство детской мебели. Эти идеи я почерпнул в схожих взглядах на воспитание детей у известных на весь мир педагогах Марии Монтессори и Эмми Пиклер.
Методика Пиклер
Эмми Пиклер (1902-1984) ー врач-педиатр и педагог из Венгрии, которая большую часть жизни посвятила работе с детьми-сиротами. На основе длительных наблюдений во врачебной практике она пришла к выводу, что ребёнок, который с самого рождения не ограничивался в своих передвижениях, более осторожен и лучше управляет своим телом. Малыш же, который находится под постоянным контролем и присмотром взрослого, наоборот, больше подвергает себя опасности и хуже контролируют свои движения.
Эти выводы и послужили основой для создания системы воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. Главная её суть в естественном желании ребёнка двигаться и развиваться в собственном темпе. Впоследствии методика Пиклер получила признание Всемирной Организации Здравоохранения.
Основные принципы педагогики Эмми Пиклер
1. Свобода движений.
Пиклер доказала, что дети могут учиться сами: без помощи взрослых садиться, ползать, хватать предметы, вставать и делать первые шаги. Для этого необходимо лишь дать малышу возможность свободно передвигаться и проявлять личную инициативу. Благодаря такому развитию чаду легче понять возможности и моторные навыки своего тела. Ребёнок, который привык двигаться свободно, следует осмотрительно, но в то же время с доверием к себе и большей ловкостью.
2. Адекватное пространство.
Немаловажную роль в гармоничном развитии детей играют условия или среда, в которой растёт малыш. В подготовленном пространстве ребёнок самостоятельно познаёт окружающий мир с помощью разнообразных материалов, специально подобранных в соответствии с его возрастом, интересами и потребностями. Здесь кроха может играть как хочет, проявлять инициативу и удовлетворять любопытство. При этом важно давать ребёнку достаточно времени для самостоятельной игры.
3. Чувство компетентности.
Малышу важно чувствовать, что благодаря своим усилиям он может достичь своих целей. Тогда он сможет осознать свою компетентность, которая придаст ему уверенности в себе и желания двигаться вперёд. «Вместе с ребёнком, а не за него», — так звучит ещё один принцип методики Пиклер.
4. Полное внимание.
«Когда вы находитесь с ребенком, будьте с ним целиком. А затем разойдитесь каждый по своей дорожке», ー говорила Эмми Пиклер. Сегодня психологи добавляют: «Хотя бы полчаса в день». Таким образом малыш чувствует стопроцентное проявление любви, нежности и уважения.
6. Уважительное отношение.
Согласно теории Пиклер родители не должны учить младенца моторике, но и отрекаться от ребёнка не следует. Взрослый должен относиться к чаду с не меньшим уважением, чем к остальным окружающим, и быть рядом, чтобы поддерживать, ободрять словом и взглядом.
«Важно, чтобы ребёнок как можно больше вещей открыл бы сам. Если мы ему помогаем при решении любых задач, мы отнимаем у него именно то, что для умственного развития является самым важным. Ребёнок, который достигает чего-то благодаря самостоятельному эксперименту, приобретает знание совершенно иного рода, чем тот ребёнок, которому знание передается в готовом виде».
Эмми Пиклер
Метод Монтессори
Мария Монтессори (1870-1952) ー итальянский врач, эксперт в области детской медицины и педагог известна всему миру благодаря своей уникальной системе образования, основанной на идее свободного и самостоятельного воспитания. «Помоги мне сделать это самому» ー так и звучит ключевой принцип методики Монтессори.
Опять же ребёнку даётся возможность самостоятельно двигаться, развиваться и делать выбор. Но если вдруг ему понадобится помощь взрослого, он ею может воспользоваться. Главная задача родителей ー организовать безопасную, доступную и комфортную развивающую среду. В ней малыш приобретает знания на собственном опыте, формирует моторные навыки, улучшает физическое состояние, учится порядку и самодисциплине со временем.
Отдельное внимание уделяется обустройству в Монтессори-классах, где всё продумано до мелочей. Доступность, самостоятельность и возможность выбора ー главные критерии, которые учитывались, учитываются и будут учитываться в проектировании мебели для детей, в том числе и на нашем производстве деревянной мебели «Я-Егоза».
В итоге важными условиями для гармоничного развития детей на основе описанных систем воспитания являются:
- свобода в движениях и играх;
- возможность проявления самостоятельности;
- реакция на радость достижений;
- формирование уверенности в своих движениях и действиях.
Какая методика вам ближе? Или какую вы используете в воспитании детей на инстинктивном уровне?