На комбинате металлургическом было такое место, так называемый пост номер один. И в прямом и переносном смысле - номер один. Это такая будка, в которой сидят операторы, в задачу которых входит - захватить подающийся по рольгангу слиток, сориентировать по направлению его и поставить на прокатный стан. На ту или иную нитку, по команде диспетчера, смотря что катаем, из какой марки и т.п. А далее, собственно, автоматика этот кусок металла ведет по нитке. Все утончая и утончая (от "Делать тоньше") его от клети к клети и придавая ему форму. Арматура там, или шестигранник или швеллер.
Место это ключевое. Узкое надо сказать. Так как ролики на прокатном стане крутятся очень быстро, да и рольганг тоже довольно бодро все подает, а вот перестановка с одного на другое - ручная работа. Я не вдавался особенно в подробности - может как-то это можно делать и по другому, единым потоком что ли. Но вот попытки убрать из узкого места людей и заменить на автоматику, почему-то все время терпели неудачу. Ну не удавалось заставить железки работать производительнее, чем эти операторы.
Надо видеть, как они работают. Две педали и два рычага, ногами и руками. Постоянно в движении. Что там тренажерный зал. Вот на подобном рабочем месте - это дело. Работают руки, ноги, голова и шея. Весь в движении. Их и звали не иначе как "обезьяны". Похоже в общем то, если со стороны смотреть. Мечущиеся такие тени в стеклянной будке. Самые высокооплачиваемые. Ибо от них зависит ритм прокатки, и в конечном итоге - объем выпуска. И смена что-то в районе 2-3 часов. Оно и не мудрено, выдержать такой темп более продолжительное время. Самые мастера достигали 45 слитков, а автоматика только 26. Цифры запомнились, а вот за какой период - уже нет. В принципе то и не очень важно.
Пример еще. Обратный что ли. В контору нашу, было несколько обращений не на тему чего-то автоматизировать, а наоборот - отключить ее. Эту автоматику. Ну замучились с ней. Работать не дает. Все обращения были с асфальтовых заводов, которые доброй души немцы, то ли подарили, то ли как то задешево поставили нашим доблестным дорожникам. Дорожники хором кричат - ну никакой производительности. Пока дождешься на КАМАЗ - день пройдет.
Немцы же все сделали по человечески. Как они думали. Загружают скажем песок - анализ. Не соответствие - отсев, просев. Доведение до заданных кондиций для указанной марки асфальта... Включаются сита, доводят до ума. А время идет. Привезли битум, анализ - ага, вязкость не такая. Доводим до ума. Тоже и со щебнем. Все составляющие соответствуют заданной марке асфальта - ура !!! Можно смешивать и получите асфальт. Он получался ну очень хороший, но очень мало. Ну ничего у нас ничему не соответствует, вот автоматика и доводила.
По просьбам трудящихся эти изыски отключались, чтобы никто ничего не проверял. Как-то это глушилось, типа любой анализ давал всей последующей цепочке - все хорошо. Можно варить. Обман железа железом. Народ в восторге. Производительность - в разы возросла, если не на порядки. Только вот асфальт не очень чтобы очень. Но тот кто анализ готового делает тоже заглушен, или подмазан. В общем понятно.
Немцы приехали на инспекцию - поинтересоваться как их подарки помогают побороть одну из российских бед. Им доложили какую производительность достигли. Раза в три, что ли, выше проектной. Немцы не поверили - попросили их свозить - посмотреть на чудо парней-рационализаторов (или инноваторов, как сейчас модно), что смогли такое сотворить. Приехали. Посмотрели. Помолчали. Уехали.
Не знали темные, что в родной державе главная то беда не первая и не вторая. А третья. Когда первая строит вторую. Это когда дураки строят дороги. И не только дороги. Мда.