В банке занятия карточками начались с простого - разобраться вообще, как это все работает.
Надо сказать, что в первый заход в банк я немного с этим всем ознакомился. Но не более того. Ручками не попробуешь - не поймешь. В общем то ничего такого сложного и нет.
По крайней мере в тех масштабах как реально использовалось. Клиенту открывается счет, с ним связывается номер карточки. У нас было без фанатизма - один счет - одна карта. Сначала конечно заявление на открытие, сдирание платы за обслуживание, и прочие бюрократические прелести, включая эмбоссирование. Ну это я уже в специфику полез. Много всяких страшных слов есть. Как в той притче - я знаю карате, джиу-джитсу, тхеквэндо, дзюдо. И много других страшных слов. Будем проще.
Терминал работает с карточкой. Копит информацию за день и в конце дня "разгружается", т.е. передает информацию сам по телефонной линии через встроенный модем, или до него дозванивается сервер банка и разгружает принудительно. Ну и всякие хитрые операции - типа актуализации стоп листов карт. Это карты, запрещенные к использованию. По разным причинам - пришли в негодность, потеряны, украдены и тому подобное. Эти стоп листы собирались по всем банкам-участникам расчетной системы и централизованно обновлялись на уровне банков, а по точкам их уже каждый банк самостоятельно расталкивал.
Карточки были не какие-то там магнитные, а чиповые. Типа круто, последний писк. От нищеты вообще-то. На чип поболе информации можно написать.. Ибо при отсутствии наличия каналов связи, за недостающей информацией до сервера не достучишься. Когда есть каналы связи, да хорошие, скоростные. Это все достаточно просто. Но мы легких путей не ищем. Точнее их просто нет. Путей. Никаких. Дорог нет вообще. А мы запускаем Формулу-1. По бездорожью. Так и с карточками в то время получилось. Их время пришло, когда с коммуникациями наладилось. А тогда это было очень дорого, затратно и непонятно на кой это все. Ну да это я отвлекся.
Сначала как водится потренировались на кошках - т.е. раздали карточки всем сотрудникам банка, на них и зарплату перечисляли. За редким исключением, все снималось в тот же день, если не час. Тренируемся. Стали привлекать клиентов под это дело. Народ как то не очень, чтобы очень. Эмитировали карты в трех валютах, рублях, долларах и марках немецких. Вот один клиент нас и тестировал. Придет в обменник и говорит, вот моя карточка в рублях - переведите с нее на карточку с марками столько то рублей. Опа. Тут тебе и операция с картой и валютно-обменная. Разбор действий с привлечением начальника валютного отдела, главбуха, и меня любимого. Разобрались как это на бумаге должно оформляться и в какие проводки превращаться. Провели, программу обменного пункта подстрогали.
А клиент на следующий день приходит и говорит. А теперь мне с этого карточного в марках номинированного, столько то марок перевести на долларовый счет. А нет у нас кросс-курса. Только рубль к доллару, и рубль к марке, а доллара к марке нет. Делаем ручками операцию обмена марок на рубли, потом рублей на доллары, не забыть про проводки по кассе и снятие комиссии. Тоже пачечка внушительная, приходно-расходных ордеров. Пока ручками каждый по отдельности сделаешь, так полдня пройдет. Опять достругиваем программу обменного пункта.
А он приходит на следующий день и говорит, вот вы сказали что у вас есть корпоративная карта, так я хочу такую. Ааааа. Паника. Ахтунг. Слово то слышали, а как это оформлять и проводить никто не знает. Трясем головной банк. Те тоже не очень то в курсе. Разобрались с грехом пополам. Молодец вообще то клиент. Создавал нам все мыслимые и немыслимые ситуации. А мы оттачивали технологию и сами чему-то учились. Появилась пословица - "Надо же, такой простой вопрос, а ставит банк в тупик".
Головной банк был в общем то мелким. Но понтов было ого го. В том числе и декларировалось, что карточки ими эмитированные, принимаются на ура во Франции, США, Израиле и еще где-то. В те годы банк этот был чуть ли не одним из самых самых карточных. Т.е. круче всех по карточкам банковским. Собственно эта информация транслируется нами в рекламе. Приходит как-то дядька и говорит, а можно узнать адреса в Израиле, где можно обналичить карту. Звоню голове. Те называют какой-то город. Говорю ему. Хорошо, говорит. Пошел в кассу положил на карту несколько тысяч долларов и ушел.
Кто ж знал что он в Израиль поехал только с этой карточкой. Через неделю звонок - не нашел по этому адресу ничего. Вообще. Как быть? Денег у меня нет наличных, ехать назад не на что. Я звоню в голову - спрашиваю как же так? Вы же говорили, что только скажи и карточку тут же примут и снимай сколько хочешь? Те отвечают, а почему вы не предупредили, что клиент туда на самом деле поедет? Это что же говорю, такой индивидуальный подход? Да, говорят. Если клиент собирается снять деньги в любой зарубежной стране, вы обязаны сообщить нам дату, время и сумму которую он собирается снять, а также банк, в котором планируется эта операция. Причем не позднее двух недель до планируемого срока. Мы переводим деньги в этот банк, и он их получает. Вы этого не сделали, поэтому разбирайтесь с вашим клиентом как хотите. Сами. Нифига себе. Высокие, высокие отношения. Межбанковские. Чтоб вас.
Как-то этот мужик из Израиля выехал - видимо были таки деньги на обратную дорогу. Пришел к нам в банк и высказал мне все что он думает о карточках, банках, и обо мне. Убрали из рекламы про заграницу. Чтобы не вводить в заблуждение неокрепшие умы соотечественников. А карточки - штука прикольная.