Когда Джеки Стюарт ушел из автоспорта в конце сезона 1973 года, он сделал это как трехкратный чемпион мира Формулы-1 с рекордным количеством побед в 27 Гран-при. Он был выдающимся гонщиком своего времени, который проигрывал на самом верху. Сыгравший важную роль в новаторской безопасности автогонок во время и после своей активной карьеры, Стюарт остается одной из самых известных фигур в спорте.
Воспитание, олимпийское разочарование и начало карьеры
Сын владельца гаража в Данбартоншире, который участвовал в гонках на мотоциклах в качестве любителя, его старший брат Джимми участвовал в гонках за Ecurie Ecosse в 1950-х годах. Это включало в себя шестое место на Гран-при Великобритании 1953 года, прежде чем вылететь. Джимми Стюарт ушел из гонок после травмы руки в 1955 году и вместо этого сосредоточился на управлении семейным бизнесом.
У Джеки Стюарта не диагностировали дислектику, и он плохо учился в школе, поэтому ушел работать в гараж учеником механика. Вскоре он преуспел в стрельбе по тарелочкам, и ему не повезло, что его не выбрали представлять свою страну на Олимпийских играх 1960 года в Риме. Это был 1961 год, когда Стюарт впервые участвовал в гонках на Marcos, принадлежавшем Барри Филеру, который был клиентом гаража.
В том же году он выиграл гонки в Шотландии и произвел впечатление, тестируя Jaguar E-type в Оултон-парке в 1962 году. Ecurie Ecosse пригласила его покататься на своем ранее проблемном Tojeiro-Buick в Чартерхолле 30 июня 1963 года, и он выиграл первый раз. Еще 13 побед в том году включали пятичасовую эстафету в Оултон-парке, поскольку он стал самым многообещающим клубным гонщиком сезона.
Связь Стюарта с Ecurie Ecosse закончилась крупной аварией во время тренировки национального соревнования в Оултон-парке в апреле - шотландец разбил спортивный автомобиль команды Cooper Monaco. К тому времени он уже участвовал в гонках на заводском Cooper T72-BMC Кена Тиррелла в Формуле 3, произведя впечатление во время тестов в Гудвуде. Он выиграл свой дебют в Снеттертоне, на целых 44 секунды опередив машину Джона Феннинга, занявшую второе место, в начале доминирующей кампании. Победитель гонки поддержки F3 в Монако, он выиграл шесть из следующих восьми этапов Express & Star British F3 и завоевал титул чемпиона 1964 года.
Кроме того, Стюарт дебютировал в Формуле 2 в Клермон-Ферране в июле того же года, заняв второе место в полузаводском Lotus 32-Cosworth Рона Харриса. Он был первым в заезде в Золдере, третьим в Золотом кубке Оултон Парк, а затем выиграл Ванволл Трофи в Снеттертоне. Выдающаяся кампания Стюарта в 1964 году закончилась его дебютом в Формуле-1, когда он заменил своего героя Джима Кларка, у которого поскользнулся диск, в не-чемпионате Rand GP в Кьялами. Он сошел с дистанции на первом круге первого заезда, но подчеркнул свое обещание, выйдя из последних рядов стартовой сетки и выиграв второй заезд.
Формула 1 с BRM
Получив предложение участвовать в Гран-при от Lotus, Стюарт вместо этого решил присоединиться к BRM на чемпионате мира F1 1965 года в качестве товарища по команде Грэма Хилла. Шестым в своем дебютном Гран-при в Южной Африке Стюарт занял второе место в Гонке чемпионов и выиграл международный трофей в Брэндс-Хэтче и Сильверстоуне соответственно. Подиумы в четырех из следующих пяти Гран-при, включая второе место после доминирующего Кларка в Бельгии, Франции и Голландии. Затем он завершил прекрасную кампанию новичка, выиграв Гран-при Италии после того, как Хилл допустил небольшую ошибку в Монце. Стюарт был отстранен из-за механических поломок в трех из четырех последних раундов чемпионата, но все же занял впечатляющее третье место на чемпионате мира 1965 года.
Он начал 1966 год с победы в Кубке Тасмана для BRM благодаря победам в Виграме, Теретонге, Сандаун-Парке и Лонгфорде. Этот успех продолжился на старте чемпионата мира победой в Гран-при Монако, несмотря на то, что он управлял маломощным 2-литровым BRM P261. Неделю спустя Стюарт ехал на Bowes Seal Fast Lola T90-Ford Джона Мекома в своей первой гонке Indianapolis 500. Поскольку самая богатая гонка в мире транслировалась в прямом эфире через спутник в британских кинотеатрах, Стюарт потерял верную победу за восемь кругов до финиша, когда его давление масла резко упало. Шестое место и награда «Новичок года» были слабым утешением, и это, казалось, сигнализировало о перемене удачи и в Европе.
Стюарт потерпел худшую аварию в своей карьере в Формуле-1, когда развернулся под дождем на трассе Masta Kink в Спа. Он сломал ключицу и пролежал в перевернутой машине 25 минут, лежа в луже топлива, пока его не освободили Хилл и Боб Бондюран. Как следствие, он пропустил Гран-при Франции, а BRM P83 с его сложным двигателем H16 объемом 3000 куб. См после своего появления оказался ненадежным.
Когда Хилл перешел на Lotus в 1967 году, Стюарт стал бесспорным лидером группы BRM, но его низкая надежность сохранилась. Второе место в Бельгии (несмотря на то, что его машина выскочила из строя) и третье место во Франции были единственными финишами его третьего и последнего сезона с BRM. В Ф2 был больший успех, когда Стюарт воссоединился с Тирреллом – его Matra MS7-Cosworth выиграла в Карлскуге, Энна-Пергуза и Альби. В том же году был еще один примечательный успех: он разделил Ferrari 330P4, занявший второе место в гонке Brands Hatch Six Hours, когда Scuderia выиграла Международный чемпионат производителей в том году.
Чемпион мира для Кена Тиррелла и Матры
Кен Тиррелл впервые вошел в Формулу-1 в 1968 году, когда Стюарт возглавил свою команду Matra International, хотя год начался под дождем, поскольку Кларк погиб в гонке Формулы-2 в Хоккенхайме. Это была лишь самая громкая жертва в трагическом году, который только еще больше активизировал стремление Стюарта к повышению безопасности, когда другие казались двойственными.
Отсутствуя на двух Гран-при из-за травмы запястья во время гонки Харамы в F2 и из-за травмы на следующих четырех Гран-при, Стюарт проиграл бельгийский Гран-при, когда его Matra MS10-Ford потребовал поздней остановки дозаправки. Затем он выиграл Гран-при Нидерландов, а затем одержал, пожалуй, лучшую победу в своей карьере, финишировав более чем в четырех минутах от поля на сыром и туманном Нюрбургринге. Он выиграл Гран-при США в Уоткинс-Глене и вышел в финальный этап в Мексике, отставая от Хилла на три очка. Он лидировал на ранних этапах в Мехико, прежде чем его замедлили проблемы с топливным насосом. Заняв седьмое место на финише и заняв второе место в итоговой таблице, чемпионат мира недолго оставался неуловимым.
Победы на Гран-при Южной Африки (лидерство от старта до финиша в прошлогоднем MS10) и Гонка чемпионов задали тон его успешной кампании в 1969 году. У нового Matra MS80 было аккуратное шасси, и Стюарт действовал на совершенно другом самолете. из его груш. Он выиграл пять из шести первых раундов чемпионата, единственный порок случился в Монте-Карло, где он стартовал с поула и лидировал на 30 секунд, когда сошел с дистанции. Этот заезд включал в себя победу на Гран-при Испании с двумя чистыми кругами в барселонском парке Монжуич (отчасти из-за того, что Йохен Риндт и Крис Амон ушли с лидерства) и круг в Сильверстоуне. Заняв второе место в Гран-при Германии, несмотря на проблемы с коробкой передач, он завоевал свой первый титул чемпиона мира, выиграв дуэль в слипстриме в Монце — четыре лучших финишера отстали всего на 0,19 секунды.
Дальнейший успех следует за тем, как Tyrrell становится конструктором
Поскольку Matra сосредоточилась на разработке своего двигателя V12, а Tyrrell предпочла остаться с Ford DFV-power, переименованная Tyrrell Racing Organization начала защиту титула с собственного шасси March 701. Ранние признаки были хорошими для Стюарта, который квалифицировался на поуле и финишировал третьим во время дебюта автомобиля в Южной Африке, а затем выиграл Гонку чемпионов и Гран-при Испании. Он лидировал в Монако и Спа-Франкоршам, а затем занял второе место в Голландии и Италии. Тем не менее, команда потратила целый год на создание Tyrrell 001, разработанного Дереком Гарднером, в полной секретности. Он был представлен перед своим дебютом на Золотом кубке Оултон-Парк и участвовал в гонках (и сошел с дистанции) на трех последних Гран-при года. Его потенциал был далеко не исчерпан, его потенциал был очевиден: Стюарт каждый раз квалифицировался в первом ряду, в том числе стартовал с поул-позиции в Канаде.
Это обещание было реализовано в 1971 году: Tyrrell 003-Ford Стюарта выиграл шесть раз (Испания, Монако, Франция, Великобритания, Германия и Канада) и выиграл второй чемпионат мира за три оставшихся гонки. Товарищ по команде Франсуа Север также выиграл Гран-при США, поскольку Тиррелл завоевал титул конструктора с первой попытки. В дополнение к своим подвигам в Формуле-1 Стюарт в том же году участвовал в прибыльной гонке Can-Am Challenge на Lola T260-Chevrolet, спонсируемой Карлом Хаасом. Он выиграл в St Jovite и Mosport Park и занял третье место в финальном зачете после доминирующих McLaren Питера Ревсона и Денни Халма.
Он начал 1972 год с победы в Аргентине, но пропустил Гран-при Бельгии из-за язвы желудка. Он вернулся на Гран-при Франции и выиграл эту гонку, а также две последние гонки в Канаде и Соединенных Штатах, теперь за рулем Tyrrell 005 третьего поколения. Эта форма в конце сезона пришла слишком поздно, чтобы изменить назначение титула для молодого бразильца Эмерсона. К концу европейской кампании Фиттипальди уже скрылся из виду.
Заняв второе место в том сезоне, Стюарт финишировал на подиуме в обеих южноамериканских гонках в начале 1973 года. Фиттипальди побеждал в обоих случаях, но импульс чемпионата изменился в пользу Стюарта с тремя победами в следующих четырех гонках. Затем он выиграл в Зандвоорте, установив новый рекорд по количеству побед в Гран-при (26), и одержал последнюю победу на Нюрбургринге. Вторым в Австрии Стюарт завоевал титул в Монце, восстановившись после прокола и финишировав четвертым. Обеспечив свой третий чемпионат мира, Стюарт сообщил Тирреллу, что Гран-при Канады и США будут его последними гонками перед тем, как он уйдет на пенсию, будучи на вершине своей профессии. К сожалению, это 100-е и последнее выступление на Гран-при так и не состоялось для товарища по команде Севера, который был убит во время тренировки, и команда отказалась от участия в знак уважения.
Жизнь после гонок
Были предложения вернуться в спорт, но Стюарт больше никогда не участвовал в гонках. Тем не менее, он неустанно работал в корпоративном мире для таких компаний, как Rolex и Ford, был комментатором на американском телевидении и в конечном итоге стал владельцем команды. Первоначально это было с Полом Стюартом Рейсингом, поскольку его сын соревновался в более низких формулах. Пол Стюарт, возможно, не реализовал свои собственные водительские амбиции, но вскоре команда стала эталоном в юниорских категориях. В период с 1992 по 1998 год он шесть раз выигрывал британский чемпионат F3, прежде чем Стюарты объявили, что переходят в F1 в 1997 году.
При поддержке Ford Motor Company три сезона Гран-при Стюарта завершились эмоциональной победой со счетом 1:3 на Гран-при Европы 1999 года на Нюрбургринге – Джонни Герберт и Рубенс Баррикелло максимально использовали переменчивые условия и несчастья других. Команда была продана Ford в конце сезона и продолжала (безуспешно) как Jaguar Racing, прежде чем была приобретена (успешно) Red Bull в 2005 году. Стюарт стал рыцарем королевства в 2001 году и продолжает оставаться влиятельной фигурой в паддоки F1 мира.