Найти тему
АПЕКС

Про опердень и проводки

Прочитал как-то в мемуарах известного авиаконструктора мудрую мысль – «Красивый самолет - хорошо летает". Если задуматься это имеет отношение не только к самолету. Да и вообще, не только к материальным вещам. А, например, и к стилю оформления документов.

Свой генератор бумаг в то время я уже довел до такого состояния, что любой комплект документов настраивался за считанные минуты. Основное время уходило не на какие-то изыски программирования, а сугубо на красивое оформление. Форматирование, жирненькое, курсивчик и все такое. Это все уже просто делалось - смотришь на бумагу, выписываешь реквизиты, размещаешь их на экране и в полях для вывода. Если есть какие-то расчеты, то собственно прописывались формулы.

Оно конечно требует дополнительных усилий - красота, зато и в руки приятно взять. Но основная засада была в формировании списка проводок, точнее в правильной корреспонденция счетов. Это же все автоматически делалось. Иной раз по нажатию кнопочки формировалось до 12 проводок. Иногда сильно измудренных, а то еще и парочка-тройка новых счетов открывалась. Как балансовых, так и вне балансовых. Ну и комплект документов соответствующий. После чего все это хозяйство (список проводок по документам) летело в опердень. Т.е. "операционный день" в простонародье банковском. Кстати, не рекомендуется использовать этот термин в кругу лиц, далеких от банковской сферы. Они совсем не то слышат в этих буквах. А может это в банках не слышат.

Отдельная история про то, как настраивалось это безобразие многообразие. Ох и задушевные же беседы были с бухами. Спрашиваю - какой счет дебет, а какой кредит? А ты говорит, введи в свою программу, так там на нужном счете и добавится. Так это. Граждане. Я ж эту программу еще только пишу, чтобы она правильно работала. А вы предлагаете проверять правильность условий этой же программой, которая еще пишется. Как-то на барона Мюнхгаузена похоже с его вытаскиванием себя любимого из болота за волосы.

Ну да ладно - продолжим. Операционный день - это просто перечень проводок. Без моей чудо программы это все вводилось руками на основании распоряжений. Понять какие проводки по какому документу сделаны, можно было только посмотрев на номер документа в рамках дня. Кроме того еще надо было смотреть и на вид документа. Платежка, приходный ордер, расходный ордер, мемориальный ордер. Нумерация документов была внутри вида. Номера теоретически могли и совпадать. А учитывая то, что в рамках дня операции были отсортированы по сумме, и только по ней, то искомое – т.е. какие проводки сделаны по конкретному документу, добывалось глазками с экрана монитора, или этими же глазками сначала в пачке бумаги, потом на экране. В общем, весьма не быстро и не эффективно.

Я сделал намного проще - по каждому шаблону велся список созданных документов, более того простым нажатием на кнопку можно было создавать новый документ на основе ранее заполненного документа того же типа. Очень удобно, народ работает, даже не задумываясь о проводках - они сами летят на подтверждение. Полной же прозрачности удалось достичь после того, как реализовал возможность чтобы с одной стороны, стоя на документе можно было посмотреть, какие по нему проводки сформированы. А с другой – стоя на проводке увидеть документ, на основании которого она выполнена. Всем удобно и наглядно.

Такой подход - решать одну и ту же задачу с разных сторон - оказался самым удачным. Был конечно нюанс, проводки все летели в операционный день, но не проводились, а ждали своего подтверждения. Подтверждали их ручками, глядя на пачку бумаги, т.е. на подписанные документы. Иногда один и тот же документ делался не один, а несколько раз, о чем система отдельно запрашивала - а делать ли проводки поновой, или заменить ранее сформированные? Но народ промахивался иной раз. Или из-за невнимательности или просто по скудоумию, но получались двойные, а то и тройные проводки, за что не хвалили... Но найти крайнего было очень затруднительно.

Предусмотрел в системе ведение журнала, в котором отражались все действия всех сотрудников. Поначалу некоторые лезли в бутылку, пытаясь доказать, что это программа виновата. А вот, пожалуйста, посмотрите - дата, время, ваши действия. Тут ошиблись, там подправили, здесь пытались удалить неправильное вместо сторнирования. Так что неча тут.

В конце концов все привыкли к тому, что все под контролем и не пытались обманывать. Классная штука получилась. Баланс имелся уже практически в любой момент, Real Time так сказать. Если бы РКЦ окончательные итоги дня давал оперативно, а не с утра следующего дня, то было бы вообще хорошо. Но до этого еще надо дожить. Наверное сейчас уже так и есть. А вот что в бухгалтерии работать надо с двух сторон - засело накрепко. И не только в бухгалтерии. Философия понимаешь. Мудрый он был, этот Лука Паччоли, придумавший двойную запись полтыщи лет назад.