40 тысяч фунтов на 2001 год? Это много или мало?
Продолжая разбор открытого письма митрополита Антония Сурожского к Илариону Алфееву находим интересную деталь:
Впервые после пятидесяти трех лет моего служения в Великобритании и Ирландии начало рождаться взаимное отчуждение. Ты начал ставить священникам на вид, что даже после многих лет служения они не удостоились церковных наград. (Я на самом деле в награды не верю, считая, что служить Богу и людям - самая большая честь, которая может выпасть на долю человека, и отмечал крестом лишь многолетнее служение и саном протоиерея многолетние труды.) Также ты обращал внимание священников на незначительность их "зарплаты" и на то, что некоторые из них совмещают служение Богу и людям с мирской работой, ввиду того что приходы в провинции немногочисленны и пастырское окормление верующих не может заполнить "рабочий день". Я сам несколько лет совмещал пастырское служение с работой врача в Париже. Денежная тема, как и тема о награждениях, стала играть роль, которую она раньше не играла. (Сам ты потребовал 40 тыс. фунтов.)
Сегодня мы посмотрим что эта за цифра 40 тысяч фунтов на момент 2001 года.
1) Из контекста письма непонятно о зарплате за какой период идет речь: за год или за месяц.
2) Определившись с вопросом «1)» погрузимся в мир бытовых трат жителей Лондона, чтобы понять, а что вообще может себе позволить человек имея данные средства на тот момент времени.
Итак, обратимся к статистике. Согласно данным ресурса https://ru.tradingeconomics.com/ средняя зарплата в Великобритании на 2022 год составляет 639 фунтов в неделю, в то время, как 21 год назад это значение было всего 325 фунтов в неделю.
Соответственно на 2001 год средняя зарплата в месяц составляла 325 х 4 = 1300 фунтов, а в год 15 600 фунтов соответственно. Исходя из этих значений делаем вывод, что упоминаемая сумма в 40 тысяч фунтов в письме речь идет о содержании епископа в год. То есть владыко Иларион, зная средние значения по доходам жителей Туманного Альбиона - умножал на 3.
Сейчас рассмотрим еще более интересную раскладку, и будем считать очень грубо. Мы же не статисты, нам надо просто прикинуть и понять что к чему: возьмем примерную сетку зарплат по профессиям в Британии за 2022 год по данным популярного туристического сайта
639 фунтов в неделю (среднее значение) - это 30 672 фунта год. Вот по таблице и получается, что зарплаты у всех разные, но среднее значение такое как в первом графике.
Первое место среди высокооплачиваемых профессионалов в Британии согласно таблице 2 занимает юрист с окладом в 73 500 фунтов, что в 2 раза выше среднего значения.
Сейчас перейдем к бытовым тратам
Нас будет интересовать прежде всего траты без которых человек не может прожить, приехав в ту или иную страну.
Это минимальный продуктовый набор и набор услуг.
На момент написания статьи специально не беру в сравнение цены на топливо, так как их колебания вызваны ажиотажем в связи с известными событиями, поэтому их значения могут быть неадекватны при проведения сравнения по средним показателям за те или иные годы.
Меня интересует: стоимость хлеба, молока, воды, яиц, риса, картофеля, проезд на общественном транспорте, аренда жилого помещения, коммунальные услуги, проезд в пригородном (междугороднем транспорте).
Меня не интересует: цена на топливо, аренда офисных помещений, стоимость одежды.
Как видим, снимая «трешку» в центре Лондона и особо не отказывая себе в еде + имея необходимость 2 раза в месяц прокатиться до Эдинбурга и обратно я по своим тратам укладываюсь в 1900 фунтов.
Умножим это значение на 12 - 1900х12 = 22 800 фунтов в год, что чуть ниже среднестатистической зарплаты. Это 2022 год, 21 год назад средняя зарплата была в 2 раза ниже - примерно 15 600 фунтов в год. При данных значениях епископ Иларион требовал 40 тысяч в год, а сейчас эта сумма составляла бы 80 000 фунтов?
То есть в 3,5 раза выше тех потребностей что необходимы одному обывателю не обеспеченному жильем*, вкушающего мясо** и передвигающегося на общественном транспорте.
*как правило церковная община имеет на своем балансе недвижимость, которая используется как жилой фонд для сотрудников.
**монахи мясо не вкушают (но это не точно, если речь идет о епископе);
Теперь что касается тех же трат для жителя Москвы (2022 год).
Сниму-ка я трешку внутри ТТК. Разброс цен на съем квартир по версии «Циан» от 59-450 тысяч рублей, средний ценник получим 254 тысячи рублей. Пусть это будет квартира у метро Маяковская за 135 тысяч рублей в месяц.
Мой чек по продуктам 1000 руб. в три дня = 10 000 руб. в месяц, если закупаться в «Пятерочке» и «плюс бесконечность» , если скажем, это будет «Азбука вкуса» .
Например, у меня потребность 2 раза в месяц съездить в Питер - в одном случае я воспользуюсь бизнес классом в «Сапсане» за 8000 руб (билет в один конец), а в другом поездом «Мегаполис» СВ за 5000 руб. (билет в один конец). Итого: (5+8)х2 = 26, т.е. 26 000 руб.
Проездной на метро стоит 5 710 руб. в месяц.
Всё вместе это 176 710 руб. в месяц или 2 120 520 руб. в год. что соответствует среднему заработку жителя Британии, а именно 30 293 фунтов в год по текущему курсу ;)
Но если умножать на 3,5 - получится 530 130 руб. в месяц или 6 361 560 руб. в год.
Интересны пропорции подсчетов:
При общих тратах на еду и съем жилья
1) в Англии это 1880 фунтов в месяц, при которых 1222 фунтов - стоимость съема жилья, 97 фунтов - траты на еду.
2) в России это 176700 руб. в месяц, при которых 135 000 руб. - стоимость съема жилья, 10 000 руб. - траты на еду.
В процентном соотношении это выглядит как:
1) 65% - траты на съем жилья; 5,4% - на еду (в Англии, где 100% - сумма рассмотренная выше)
2) 76% - траты на съем жилья; 6% - на еду (в России, где 100% - сумма рассмотренная выше)
Транспортный аспект
Особняком стоит вопрос с передвижением епископа. Обычно транспортным средством выступает автомобиль премиум-класса с личным водителем. Для осуществления сей потребности требуется сам автомобиль, водитель, а также траты необходимые для регулярного технического обслуживания оного, траты на топливо, мойку (химчистку салона), зарплату водителя. Рассматривать в подробностях стоимость всех деталей данного вопроса смысла не имеет по двум причинам:
а) с самого начала мы обусловились говорить о бытовом аспекте пребывания в Москве-Лондоне, применительно к текущему (2022) и ранее бывшему (2001) уровням жизни для сравнения с точки зрения обывателя, сколько означает та или иная сумма в качестве зарплаты;
с самого начала из контекста рассмотренного нами источника не ясно лично для себя владыко Иларион требовал 40 тысяч фунтов на зарплату или вообще данная сумма включалась полностью на его содержания как епископа, где обязательные услуги связанные с его статусом уже были включены по умолчанию (содержание водителя, автомобиля, секретаря, повара, уборщицы и так далее).
б) Исходя из общей практики содержания епископов в Русской Церкви обязательные услуги связанные с обслуживанием его статуса (содержание водителя, автомобиля, секретаря, повара, уборщицы и так далее) берутся на баланс всей епархии, при этом денежное вознаграждение (зарплата) как личный доход архиерея начисляется отдельно поверх всех тех услуг, которыми и так обеспечен епископ в соответствии со своим статусом.
Вывод
Ответим на главный вопрос - 40 тысяч фунтов на 2001 год это много или мало?
Это много, - соответствует высокой заработной плате.
Как бы то ни было, стоит вернуться к источнику и сделать акцент на этих словах:
«Также ты обращал внимание священников на незначительность их "зарплаты" и на то, что некоторые из них совмещают служение Богу и людям с мирской работой, ввиду того что приходы в провинции немногочисленны и пастырское окормление верующих не может заполнить "рабочий день". Я сам несколько лет совмещал пастырское служение с работой врача в Париже. Денежная тема, как и тема о награждениях, стала играть роль, которую она раньше не играла. (Сам ты потребовал 40 тыс. фунтов.)»
Для митрополита Антония тема денег не играла значительной роли. Первостепенная ценность для него - служение людям; сам митрополит был из среды эмигрантов и по своему опыту жизни знал, что такое бедность. Образ существования его приходов максимально был похож на образ существования приходов древней Церкви при апостолах, где каждый нес к ногам их всё что имел, и каждый получал то в чем нуждался, при этом в Сурожской епархии не было зазорным для духовного лица при недостатке наличных средств к существованию совмещать священническое служение с гражданской профессией (вспомним для примера, что сам апостол Павел был по профессии закройщиком палаток).
В лице митрополита Илариона - мы видим епископа новой формации - высококлассного церковного специалиста, с дипломом доктора Оксфорда, при определенном денежном окладе на уровне не ниже средней зарплаты юриста в Британии, - в этом и заключался конфликт: в столкновении двух разных ценностных парадигм.
Современная практика снабжения довольствием персон епископского сана в Русской Церкви строится на парадоксальном положении: весь бюджет епархии делиться на 2 части:
1) содержание епископа
2) все остальные траты,
причем совершенно неважно, где находится данная епархия в зажиточном регионе при крупном региональном городе-«миллионнике» или где-нибудь глубоко в провинции на «обочине жизни» , епископ отделяется от общего хода жизни епархии, возвеличивается на небывалую высоту перед своей паствой, он живет в отдельном доме, передвигается на отдельном транспортном средстве, у него свои церковные-помощники (иподиаконы), свой персональный повар, водитель, - это всё несет на себе паства епархии и жертвователи из вне общины.
А теперь дорогие подписчики, ответьте в комментариях на два важных вопроса:
1) Стоит ли епископа возвеличивать на небывалую высоту перед своей паствой, прежде всего обеспечивая ему за счет общины «особый» - премиум режим жизни в материальном аспекте?
2) Приближает или удаляет епископа его «особость» от его прямых священнических обязанностей - служения Богу и людям?